Paraskeva «Spiritual Ecology» (self-released, 2022) | Джазист | Рецензии

Paraskeva
«Spiritual Ecology»
(self-released, 2022)

Paraskeva — имя на отечественной сцене совершенно новое. Идея проекта возникла пару лет назад, когда его основатель, уроженец Перми Алексей Бронников, решил записать джазовый альбом. На своей малой родине он начинал с гитарной музыки в духе The Mars Volta и других представителей нового прог-рока, но позже полностью переключился на электронику, стал играть эмбиент и техно, даже успел пожить и поработать в Берлине. Вернувшись из Европы и обосновавшись в Москве, Бронников вновь стал экспериментировать с гитарой. Так и родился альбом «Spiritual Ecology», к созданию которого автор привлек нескольких старых друзей, знакомых еще по пермской сцене.

На басу в Paraskeva играет Антон Кузнецов, саунд-дизайнер, профессионально создающий музыку для театра и компьютерных игр. За партии клавишных отвечает Кирилл Немец, имеющий разнообразный музыкальный опыт в диапазоне от арт-рока до электроники. Добавить джаза в звучание Paraskeva были призваны барабанщик Тимофей Вахрушев и саксофонист Сергей Мисюрев. Название коллектива отсылает к мифологическому образу Параскевы Пятницы (христианской великомученицы и одновременно персонифицированной пятницы как дня недели), который воплощает в себе как элементы православной культуры, так и дохристианские языческие верования. Пермь, откуда родом большинство участников проекта, — как раз место, где древние локальные культы активно переплетались с православием. Именно здесь появился и утвердился феномен пермской деревянной скульптуры, одним из распространенных образов которой и стала Параскева. Как такой культурный бэкграунд отразился в музыке проекта, слушатель волен додумать сам. Но название кажется уместным хотя бы в качестве символа слияния разных культурных и звуковых веяний, которые можно услышать на дебютной работе проекта.

Альбом состоит из шести инструментальных композиций; они объединены общим настроением и при этом звучат довольно эклектично. Несмотря на то, что большинство музыкантов Paraskeva из Перми, а альбом записывался в Петербурге, музыка на «Spiritual Economy» звучит, пожалуй, именно по-московски. Она проникнута ритмом, вайбом и агрессией большого мегаполиса — пластинка, вышедшая летом 2022-го, удачно дополняла и озвучивала столичное августовское пекло.

Работа открывается композицией «Tempting Journey». Холодные переборы клавишных исполняют минималистичную, но цепляющую мелодию с легко угадываемыми восточными интонациями, к ним присоединяется мрачный саксофон  — и вместе они ближе к середине трека тонут под шквалом ударных и гитары. «Afternoon Nap» («Дневной сон») обещает своим названием определенную степень медитативности, но больше напоминает какой-то липкий городской кошмар и звучит тревожным, наполненным странной романтикой полузабытьем. Здесь музыканты используют приемы, характерные скорее для рок- или поп-музыки, — простые прямые ритмы, структуру куплета и припева. И хотя ударные, саксофон и флейта пытаются оставить композицию в джазовом контексте, клавишные и электрогитара забирают свое, уводя вещь в противоположную от джаза сторону. На «Zmei, The Charmer» саксофон вновь исполняет восточный мотив на фоне неистовствующих в традициях хард-н-хэви ударных, сквозь которые пробиваются импровизационные узоры клавиш. На «Superclaster» музыка уходит в прог-роковые эксперименты Jaga Jazzist, Эйвинда Орсета и прочую северную околоджазовую психоделию. Другое большое имя, которое здесь сложно не вспомнить, — Red Snapper. Британцы действительно играли что-то похожее; в памяти всплывают депрессивные, наполненные злым брейкбитом вещи с альбома «Making Bones», но подход Paraskeva отличается тем, что почти лишен всякого намека на фанк или хип-хоп. Фанк россияне щедро заменяют прог-составляющей — и местами у них получается даже очень убедительно. 

Вообще, Paraskeva не смущаются демонстрировать свои собственные увлечения в музыке. Ассоциативный ряд можно продолжать долго, и каждый волен добавить в него свои пять копеек. С одной стороны, такой подход облегчает задачу аудитории. Этот звук как будто определяет себя через других музыкантов — если вы, скажем, разделяли пристрастия Бронникова к запилам Омара Родригеса-Лопеса, то услышите тут знакомые интонации. С другой, несколько ставит под вопрос новизну и свежесть материала. Тем не менее, логично предположить, что музыку Paraskeva ждет успех у отечественного слушателя. Рассказывая волнующие и экзотические истории, группа при этом говорит на понятном и доступном языке. Эти композиции легко представить звучащими с больших фестивальных и концертных площадок. В этом смысле дебютный альбом проекта стоит считать серьезной заявкой.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Spotify | VK Музыка | Bandcamp

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии