Julian Lage «Squint» (Blue Note, 2021) | Джазист | Рецензии

Julian Lage
«Squint»
(Blue Note, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Своим двенадцатым альбомом в качестве лидера опытный тридцатитрехлетний гитарист и композитор Джулиан Лаж (да-да, именно так, не слишком благозвучно для русского уха звучит его фамилия) дебютирует на Blue Note Records. Его имя, впрочем, появлялось под логотипом легендарного лейбла и ранее, но в проектах гитариста Нельса Клайна и саксофониста Чарльза Ллойда он выступал в качестве сайдмена. Понятно, сегодня название Blue Note Records лишено того ореола избранности, который сопутствовал лейблу, скажем, в 50-е годы, но и сейчас выпускаться на нем в известной степени престижно. Правда, программа «Squint» не очень похожа на фирменный для лейбла «прямолинейный» джаз, то есть максимально традиционный, с шагающим басом и свинговым ритмом. Хотя сам Лаж видит ситуацию несколько иначе: «Я чувствовал, что это возможность представить новую музыку, рожденную из традиций Blue Note, в моей интерпретации».

Ключевые слова здесь, на мой взгляд, — «моя интерпретация», и она, опять-таки на мой взгляд, весьма оригинальна. Программу из девяти собственных композиций и двух каверов Джулиану помогали реализовать его надежные и испытанные партнеры. С перуанским басистом Хорхе Редером Лаж постоянно сотрудничает еще со своего самого первого альбома «Sounding Point» (2009). С ударником Дэйвом Кингом из группы The Bad Plus они начали работать вместе много позже. Трио Лаж — Редер — Кинг дебютировало на альбоме Джулиана «Hurts» (2019) и с тех пор добилось отличной сыгранности. Впрочем, Редер и Кинг в «Squint» четко и профессионально решают только свои прямые ритмические задачи, предоставив весь простор для самовыражения лидеру трио.

Открывает альбом номер «Etude», сыгранный Джулианом соло в манере, характерной скорее для академического, а не джазового гитариста. Да и в дальнейшем Лаж охотно и часто примеряет на себя совсем не джазовые одежды. Он не скрывает свою любовь к блюзу, року или музыке кантри — и не стесняется ее. Другой вопрос, что и классные блюзы «Boo’s Blues» и «Twilight Surfer», и типично роковый номер «Saint Rose», и старый хит музыки кантри «Call of the Canyon» он наполняет истинно джазовой импровизацией в дополнение к мастерской технике игры. Свой трибьют Чарльзу Ллойду «Familiar Flower» Лаж исполняет уже в духе музыки фьюжн, а композицию «Quiet Like a Fuse» я бы отнес к эмбиенту, если бы Лаж не насытил эту вещь хитроумно закрученной драматургией. А если у вас зародились сомнения в способности Джулиана играть классический джазовый репертуар, послушайте, как лирично и проникновенно он играет стандарт Джонни Мёрсера «Emily» — скепсис немедленно уйдет. 

Высокое мастерство гитариста в сочетании с беспрецедентной многоликостью — так я бы оценил стиль игры Джулиана Лажа на этом очень любопытном альбоме. Он очень не похож на многих коллег-гитаристов от джаза. Впрочем, одно имя приходит на ум: это Билл Фризелл. Тот тоже умеет быть многоликим, но, как правило, от альбома к альбому. Джулиан Лаж преподносит нам свою разносторонность, что называется, «в одном флаконе». Кому-то такой «аромат» может показаться резким и непривычным, а кто-то найдет в нем особую прелесть.


Слушать на: Apple Music | Deezer | YouTube Music | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии