Dan Nicholls «Mattering and Meaning» (WeJazz, 2021) | Джазист | Рецензии

Dan Nicholls
«Mattering and Meaning»
(WeJazz, 2021)

Рейтинг: 5 из 5.

Дэн Николлс — британский пианист и саунд-художник, известный в первую очередь своими яркими коллаборациями с немецким барабанщиком Оливером Штайдле (в рамках группы The Killing Popes) и шведским саксофонистом Отисом Сандшьё (в проекте Y-Otis 2). Однако начинал свой творческий путь Дэн в легендарной лондонской тусовке английских импровизаторов Loop Collective, той самой, откуда также вышли штатный саксофонист Red Snapper Том Челленджер и музыкант, чье имя на страницах «Джазиста» недолюбливают, — Шабака Хатчингс. Объединение Loop Collective появилось в 2005 году и сохраняло активность как минимум лет десять. А его участники успели выпустить множество блистательных релизов, на которых, без сомнения, росла вся та британская новоджазовая сцена, которую мы знаем сегодня.

Был среди этих релизов и дебют Дэна Николлса — альбом «Ruins», записанный в 2013-м с участием всё того же Шабаки Хатчингса на бас-кларнете. В те годы Шабака еще не потерялся в четырех стенах собственных мелодий, а играл вдохновенно и разнообразно, своевременно уступая дорогу коллегам по студии. Альбом «Ruins», разыгранный секстетом в жанре фьюжн, выделялся своей футуристичностью и самобытностью. В авангарде — клавишные темы самого Николлса, всегда ощутимо обработанные фильтрами. Их разряженный характер диктовал всему коллективу некоторую загадочность, сказочность, фантазийность, а общее звучание становилось гибким и каким-то пушистым. Бэндлидер показал себя и отличным мелодистом: каждая тема утопала в его синтетических находках, а по насыщенности композиции уступали, наверное, только музыке Херби Хэнкока.

Спустя восемь лет Николлс выпустил второй сольный альбом «Mattering and Meaning», который одновременно и подхватывает там, где остановился «Ruins», и максимально от него отличается. Главное отличие заключается в том, что на этот раз Дэн справился в одиночку. Альбом целиком записан музыкантом дома, на встроенный диктофон айфона. Николлс наиграл восемь пьес на акустическом фортепиано и щедро наполнил их слоями хрупкой электроники. Музыка одновременно звучит естественно и нереально — будто Дэн подслушал ее, летая во сне внутри облака. С облаками ассоциации самые прямые: их навевают зацикленные мелодические паттерны вкупе с мажорными гаммами. Кажется, что именно такая музыка всегда играет в наших головах при созерцании небесных тел. Композиции развиваются неспешно, мелодии накатывают и исчезают, меняя свои оттенки с серого на лучисто-белый. В этой музыке столько простора, что его не объять. Причем композиционно и концептуально она движется и меняется, но в контексте всей пластинки остается на месте — как и облако на небе, когда мы на него смотрим в безветренную погоду.

Помимо высокой мелодической насыщенности, альбом имеет философскую нагрузку. Идеологическим материалом для пластинки послужили работы трех современных мыслительниц — Донны Харауэй, Урсулы Ле Гуин и Карен Барад, известных своими научными работами о феминизме. Благодаря их трудам Дэн заинтересовался отношением людей к объединяющим экстатическим практикам, которые были разрушены империалистическими, патриархальными и капиталистическими силами. Николлс намеренно вводит в свои композиции нарратив в виде отрывков из интервью с философами, будто давая словам возможность объяснить природу этой звуковой невесомости и правила ее использования. Получилось потрясающе; «Mattering and Meaning» — самое нежное музыкальное высказывание на тему киберфеминизма, которое вы услышите в этом году.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Евгений Галочкин

Сооснователь лейбла «ТОПОТ» и фестиваля новой экспериментальной и импровизационной музыки «Рихтерфест».

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии