Athletic Progression «cloud high in dreams, but heavy in the air» (Touching Bass, 2021) | Джазист | Рецензии

Athletic Progression
«cloud high in dreams, but heavy in the air»
(Touching Bass, 2021)

Рейтинг: 3.5 из 5.

Трио из датского города Орхус (Йонас Кук — клавиши, Джонатан Людвигсен — ударные, танзаниец Джасто Гамбула — бас) записало свой дебютный альбом всего три года назад, но с тех пор собрало многочисленные восторги публики. Музыкантов уже трижды номинировали на национальную награду Danish Music Award Jazz, а в фанаты группы записались Джайлс Питерсон и Джейми Каллум — правда, непонятно, считать ли этот факт комплиментом. Есть ощущение, что Athletic Progression нравятся всем, что не удивляет. В своей музыке группа через джазовую призму обращается к фанку, фьюжну и особенно хип-хопу — и выдает причудливую смесь всего перечисленного сразу, заодно демонстрируя выдающиеся технические навыки. 

На своей второй пластинке музыканты упражняются в высокоточной перкуссии и неожиданных переходах ритма, напоминающих спонтанную импровизацию. Проще говоря, это очень грувовая и качовая музыка. Альбом родился быстро: сочиненный материал записали всего за неделю. На записи нарочно оставлены технические «огрехи», которые обычно слышны на саундчеке или во время исполнения номеров на концерте: обрывки разговоров, шорохи, щелчки аппаратуры. Всё это, с одной стороны, создает атмосферу непринужденности джазового джема, а с другой — отсылает к структуре классических альбомов инструментального хип-хопа, где музыку часто перемежают разговорными или шумовыми скитами. Да и сам формат композиций напоминает о работах Мэдлиба, Джей Диллы и других патриархов инструментального хип-хопа — это шестнадцать коротеньких зарисовок по паре минут, каждая из которых сообщает свое особое настроение.

Ностальгический тон задается сразу. Композицию «JUNGELEN» пронизывают синтезаторные мелодии, будто заимствованные из саундтреков к старым фильмам. Динамичный бас Гамбулы зычно перекатывается под брейкбитовые сбивки Людвигсена; неровный пульс ударных ведет композицию вперед. С самого начала внимание быстро переключается на ритм-секцию и, откровенно говоря, не покидает ее до конца альбома. Следующая вещь «safran.baby» своей зацикленностью и повторяемостью отсылает к академическому минимализму в духе позднего Терри Райли. Весь трек — комбо трех инструментов, в ритмическом многоугольнике которого то проявляется бас, то встраиваются синтезаторы. Близка эта композиция и к инструментальному хип-хопу второй половины нулевых, например, образца «Los Angeles» Flying Lotus. Виртуозность ритм-секции лучшим образом раскрывается в композиции «OSAKA». В цепкой теме сходятся отрывистый щебет нижних струн баса и быстрое, суетливое перестукивание перкуссии. «Плавленые» синтезаторные партии и неожиданные развороты мелодий рождают сходство с записями Тандеркэта. По этой композиции, в принципе, можно понять, что вся музыка Athletic Progression по большому счету говорит об одном — о подспудной связи двух «черных» жанров, джаза и хип-хопа.

Трио, помимо прочего, очень тонко работает с настроениями. Вспышки энергии, которые демонстрируют то бас, то ударные в быстрых композициях, плавно чередуются с медлительными пассажами в «DEBRA» и «Cooked Ones, Pt. II» (в названии и мелодии скрывается явная отсылка к «Shook Ones, Pt. II» дуэта Mobb Deep). Ностальгия тут перетекает в нуар, постукивания сменяются позвякиваниями хай-хэта, бас потихоньку булькает из глубины. А на «Extended Technique», единственном номере с вокалистом, который томным голосом произносит речитатив, атмосфера снова радикально меняется — ударные заходятся в хаотической импровизации, электронные звуки напоминают микросаунд-эксперименты авангардиста Рёдзи Икеды.

Музыканты из Athletic Progression показывают широкую эрудицию — и этого, в целом, хватило бы для того, чтобы назвать альбом неплохим. Но они идут дальше, экспериментируя со смешением стилей и жанров, нащупывая свое собственное свежее звучание. В них есть искра изобретателей и первооткрывателей, а она дорогого стоит.


Слушать на: Bandcamp | Apple Music | Deezer | YouTube Music | Яндекс.Музыка

Об авторе

Тигран Бергман

Сооснователь Telegram-канала «Тигровая гора».

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии