Web Web x Max Herre «WEB MAX» (Compost, 2021) | Джазист | Рецензии

Web Web x Max Herre
«WEB MAX»
(Compost, 2021)

«Web Max» — плод сотрудничества немецкого квартета Web Web под руководством пианиста Роберто Ди Джойя, и немецкого же продюсера Макса Херре. Вместе они придумали и записали очаровательный альбом спиричуэл-джаза с грандиозным составом приглашенных звезд: здесь фигурируют Мулату Астатке, Чарльз Толливер, Брэнди Янгер и даже покойный Юсеф Латиф.

Альбом вышел на мюнхенском лейбле Compost Records, о котором стоит рассказать чуть подробнее. На рубеже веков он считался чуть ли не лучшим рекорд-лейблом в континентальной Европе, специализировавшимся на экзотических сочетаниях электроники с джазом, соул-фанком и афро-латинским звучанием — то есть на том, что обозначается термином «кроссовер». Сегодня же многоопытный руководитель Compost Михаэль Райнбот выбирает курс на танцевальную электронику, а единственный крупный проект в каталоге, напрямую относящийся к джазу, — это, собственно, квартет Web Web. За коллектив лейбл, правда, держится крепко и с 2017 года выпустил уже три его полноформатных альбома. «WEB MAX» — четвертый и самый амбициозный.

К постоянной команде, состоящей из самого Ди Джойя на клавишных, Тони Лакатоса на саксофонах и флейтах, Кристиана фон Капхенгста на басу и Петера Галла на ударных, присоединился Макс Херре. В родной Германии его помнят по участию в хип-хоп-группе Freundeskreis, крайне популярной в Германии в 90-е и нулевые. Но на «WEB MAX» обошлось без речитативов — бывший рэпер отвечает за продюсирование альбома. Херре и Ди Джойя познакомились еще в 2014-м, когда оба выступали в качестве приглашенных музыкантов на европейских концертах Грегори Портера. Звезда немецкого рэпа и джазовый клавишник крепко сдружились — в том числе на почве любви к космическим джазовым экспериментам начала 70-х и модальному звучанию, навеянному африканской, арабской и азиатской традициями.

Любовь эта отразилась и на их совместной работе. Стоит сказать, что североафриканские, эфиопские и ближневосточные мотивы обильно присутствуют и на предыдущих альбомах Web Web, особенно на «Dance of the Demons», созданном при активном участии марокканского вокалиста и исполнителя на трехструнной лютне гембри Маджида Беккаса. Но «WEB MAX», над которым Web Web и Херре работали около семи лет, конечно же, вещь гораздо более глобальная — и судить об этом можно хотя бы по списку приглашенных музыкантов.

Первой из гостей на альбоме появляется американская арфистка Брэнди Янгер, которая немедленно вызывает духов Элис Колтрейн и Дороти Эшби. Янгер только что выпустила собственный альбом «Somewhere Different» на Impulse!, а на «WEB MAX» играет в двух композициях — неспешном дзенском спиричуэле «Satori Ways» и романтическом хорроре «Intersections», где ее партнером становится трубач Чарльз Толливер. Толливер — имя легендарное. Основанный им в начале 70-х в Нью-Йорке лейбл Strata East по праву считается институцией, заложившей многие из краеугольных камней черной американской музыки. Под его крылом выходили важнейшие записи постбопа, спиричуэл- и афроджаза, включая «Winter In America» Гила Скотта-Херона и Брайана Джексона, «Izipho Zam (My Gifts)» Фэроу Сандерса и «Glass Bead Games» Клиффорда Джордана. С последним Роберто Ди Джойя, кстати говоря, играл в конце 80-х, еще будучи совсем молодым.

Номер «Meskel Flowers» преисполнен традиционной эфиопской грусти, за которую отвечает вибрафон великого Мулату Астатке, но солирует здесь не он, а флейта Тони Лакатоса. Обворожительная ближневосточная мелодия «Turquoise» посвящена наследию ливанской певицы Файруз. Полная кинематографичного нуара и тонкой ностальгии полутораминутная композиция — одно из главных украшений пластинки. Арабская тематика получает развитие и на «Liberation March» — треке с магрибскими интонациями и достойным Голливуда саспенсом. Отдельно нужно сказать о сдвоенной вещице «Akinuba / The Heart». Начинается она с умиротворяющей модальной мелодии, мантры в исполнении флейты, а спустя три минуты мутирует в электронный футуризм и становится фоном для стихотворения , которое зачитывает Юсеф Латиф. Голос Латифа (его не стало в 2013-м), взят из документального фильма «Брат Юсеф». Именно эта лента в свое время вдохновила продюсеров альбома обратиться к спиричуэл-джазовой тематике. 

Можно сказать, что «WEB MAX» начинает свое путешествие в США, переносится в Северную и Восточную Африку и логичным образом продолжает движение на юг. «Thesa-Mbawula» — оммаж южноафриканской джазовой традиции, наследию Хью Масекелы и Абдуллы Ибрахима. Эта лирическая композиция, сыгранная не в долю, звучит как инструментальный госпел. На «Whirlin’» уже невольно теряешься: то ли музыкантов занесло в Эфиопию, то ли в Алжир, то ли на Ближний Восток, хотя, по сути, точные географические координаты уже не важны. «WEB MAX» — торжество межкультурных проникновений и влияний, где место найдется каждому. Словно в подтверждение, альбом закрывается эпическим постбоповым номером «The Sequel», где все музыканты солируют по очереди. Хочется верить, что название композиции неслучайно — пусть это будет намек на то, что интереснейшая коллаборация Web Web и Макса Херре вскоре получит продолжение.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии