Vitaliy Ovchinnikov Quintet «Displacements» (Extra Notes, 2021) | Джазист | Рецензии

Vitaliy Ovchinnikov Quintet
«Displacements»
(Extra Notes, 2021)

Петербургский гитарист Виталий Овчинников, возможно, не так хорошо известен любителям российской импровизационной музыки, как некоторые его коллеги по проектам, но это очень интересный и разносторонний музыкант, чье творчество заслуживает большего внимания. Вы могли слышать его, например, в составе оркестра SIC! вместе со многими замечательными инструменталистами, а собственные работы Виталий издает на своем лейбле Extra Notes. На данный момент на нем вышло три записи, каждой из которых стоит уделить время. Первая — шумовой импровизационный дуэт с Дмитрием Макником, вторая — дебютный альбом команды Fluctuating Guitar Trio, на котором Овчинников в компании Влада Темонена и Олега Пелкова играет гитарный дроун-импров. Ну а третья — пожалуй, самый амбициозный релиз лейбла на данный момент: вышедший в самом конце 2021 года альбом «Displacements» от квинтета под руководством создателя Extra Notes.

В состав группы, помимо самого Овчинникова на акустической гитаре, входят флейтист Игнат Хлобыстин, кларнетист Виктор Архаров, пианист Владимир Печерица и самый известный участник команды — саксофонист Илья Белоруков. Хотя другие музыканты не так на слуху, как последний, все они — сильные инструменталисты, прекрасно взаимодействующие друг с другом и образующие отличный ансамбль. Собственно, сам характер материала, который они здесь исполняют, требует от музыкантов высокого технического уровня. «Displacements» — сочинение в семи частях с графической партитурой, фрагмент которой мы видим на обложке. И хотя случайный человек вряд ли сможет прочитать ее без дополнительных инструкций, в целом это изображение может дать общее представление о том, как устроена музыка. 

На схеме изображены различные знаки, соединенные друг с другом стрелками. По всей видимости, первые обозначают некие действия, которые должен выполнить тот или иной музыкант, а вторые — направление к следующему участнику процесса. Всё это составляет сложные цепочки взаимодействий, из которых и рождается музыкальный материал. Такая картина вполне соотносится с тем, что мы слышим в записи: музыканты будто перекидывают друг другу короткие фразы, на что следует различная реакция — иногда получается линейная цепочка событий, иногда одно действие влечет за собой сразу несколько других, происходящих одновременно и вызывающих следующие цепочки. Эти процессы вызывают ассоциации с игрой в пинболл — или, например, с выбиванием электронов из атомов при их облучении фотонами, если вы предпочитаете более наукообразные аналогии. Пуантилилистические штрихи постепенно формируют сложное полифоническое музыкальное полотно, создание которого — очень любопытный для внимательного слушателя процесс. Название «Displacements», то есть «Перемещения», отлично отражает сущность этого процесса.

По форме «Displacements» — это композиторское академическое сочинение. В то же время такие партитуры дают исполнителям широкие возможности для авторской интерпретации, и было бы странно, если бы такой состав (по сути, коллектив импровизаторов) не воспользовался этими возможностями сполна. Так что в действительности эта музыка рождается непосредственно во время исполнения, практически стирая границы между композицией и импровизацией. Отделить здесь одно от другого действительно невозможно: музыка звучит одновременно и как композиторское сочинение для камерного ансамбля, и как свободная импровизация. Она может одинаково хорошо звучать и на консерваторской сцене, и в джазовом клубе. Но как бы слушатель ее ни воспринимал, она отлично работает в обоих этих качествах.


Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии