Почему «A Charlie Brown Christmas» Винса Гуаральди — лучший рождественский альбом всех времен | Джазист | Тексты

Почему
«A Charlie Brown Christmas»
Винса Гуаральди —
лучший рождественский альбом всех времен

Гитарист и зачинатель стиля «американский примитивизм» Джон Фейхи был, помимо прочего, еще и пионером инди-звукозаписи: в 1960-х годах на своем лейбле Takoma Records он разве что не паковал пластинки собственноручно. Предпринимательская карьера Фейхи была долгой, но главный успех в ней оказался случайным. В 1968 году гитарист ради шутки записал альбом (довольно плохо сыгранных) рождественских песен, назвал его «The New Possibility», выпустил — и вскоре вынужден был допечатывать тираж, потому что первый оказался разобран во всех магазинах, а слушатели хотели еще.

Подобные истории — когда внезапную популярность, пусть даже умеренных масштабов, музыканту приносит именно рождественский альбом, — происходили не раз. Но ни одна из них не сравнится с историей пианиста Винса Гуаральди, музыку которого в США сегодня почти повсеместно принято ассоциировать с Рождеством. Интересно, что к моменту записи в 1965 году на лейбле Fantasy альбома «A Charlie Brown Christmas» Гуаральди уже сделал себе имя среди поклонников джаза. Историки джаза могут рассказать, что этот американо-итальянец с роскошными усами, носивший модные очки, был одним из лучших бэндлидеров своего времени в Сан-Франциско, вспомнить о его сотрудничестве с блистательным бразильским гитаристом Болой Сете, о многих его замечательных пластинках и о репутации человека, который принимался за любую черновую работу, лишь бы донести музыку до слушателя. Но есть и «другой» Винс Гуаральди — автор главного рождественского альбома всех времен.

«A Charlie Brown Christmas» — это саундтрек к одноименному анимационному фильму, в котором главные роли исполняют персонажи популярного комикса «Peanuts» (на русский язык переведен как «Мелочь пузатая»). Среди них — вынесенный в заглавие Чарли Браун, удалой мальчишка, попадающий в различные странные и милые бытовые ситуации. Производился этот фильм для телевидения и, как можно догадаться, был впервые показан в декабре 1965 года, 9-го числа, в предновогодний — а точнее, в предрождественский — сезон. 

Для Гуаральди «A Charlie Brown Christmas» стал новым этапом сотрудничества с каналом CBS, на котором в 1964 году вышел документальный фильм с анимационными вставками о Peanuts и их «отце» — иллюстраторе Чарльзе Шульце. Именно Гуаральди стал автором саундтрека к этому фильму; именно он сочинил «Linus and Lucy» — заглавную тему мультфильма. Поэтому, конечно же, ему и поручили создание новогоднего саундтрека, который выпустили на пластинке одновременно с показом «A Charlie Brown Christmas». В родном Сан-Франциско музыку Гуаральди тотчас же принялись крутить на всех радиостанциях — но дальше она просто не пошла. Саундтреку пришлось пережить самого Гуаральди, умершего в 1976-м, и смену поколений, в частности — дождаться, пока те самые малыши, которым был адресован «A Charlie Brown Christmas», вырастут, начнут ностальгировать по детству, заимеют своих детей и ринутся покупать пластинки. Только в 1987-м музыка Гуаральди очутилась в чартах Billboard. Сейчас его альбом — классика, четырежды заработавшая статус платиновой.

Так что же сама музыка? По большей части она состоит из композиций для фортепианного трио привычного для Винса Гуаральди состава: клавишные, контрабас и ударные. Поначалу кажется, что этот легкий и немного задумчивый салонный джаз способен растрогать, но не удивить — этакая идеальная и потому слегка занудная музыка для любого времяпровождения. Но стоит вслушаться: в игре самого Гуаральди, его басиста Фреда Маршалла и в особенности барабанщика Джерри Гранелли на самом деле куда меньше ленцы и автопилота, чем кажется. Они изящно интерпретируют темы Гуаральди — неочевидные переложения народных рождественских песнопений, некоторые из которых построены на пении детского хора. Фортепиано здесь не задает тон, а, скорее, двигается туда, куда направляет его ритм-секция. Сыгранность мастеров поражает — ровно как и экономия их совместной игры: на «A Charlie Brown Christmas» нет ни одной лишней ноты.

Впрочем, на пленке не всегда звучит состав Гуаральди — Маршалл — Гранелли. На «Greensleeves», например, Гуаральди аккомпанируют контрабасист Монти Бадвиг и барабанщик Колин Бэйли. Да и дальше с титрами альбома всё сложно; даже среди самих участников на этот счет есть тотальная неразбериха. Скажем, на бонус-треке «Thanksgiving Waltz», добавленном при последующих переизданиях альбома, звучат и вовсе другие аккомпаниаторы Гуаральди: Сюард Маккейн, Том Харрелл и Майк Кларк, — и многие из упомянутых и не упомянутых людей уверены, что на самом деле их можно услышать и на других треках. Не менее хаотичной выдалась и запись детей. Формально на всех треках исполнителями указан детский хор Епископальной церкви Святого Павла в Сан-Рафаэле, но состав этого хора от трека к треку менялся. Детей записывали три вечера допоздна. Разъяренные родители ждали на парковке и в следующий раз некоторых детей уже не отпускали на запись.

Безотносительно премудростей процесса записи и даже самого фильма главное, что музыка «A Charlie Brown Christmas» моментально, с первыми нотами «O Tannenbaum», рождает в воздухе новогоднее настроение. Под нее хочется нарезать салаты, намывать мандарины, открывать брют и надевать дурацкий свитер с оленями. В отличие от приевшихся рождественских стандартов, темы и музыка Гуаральди не набивают оскомину, а оказываются совершенно уместными в качестве небанального саундтрека к празднику. Что еще нужно, чтобы стать классикой?

Cлушать альбом:
Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии