Joe Lovano Trio Tapestry «Garden of Expression» (ECM, 2021) | Джазист | Рецензии

Joe Lovano Trio Tapestry
«Garden of Expression»
(ECM, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Саксофонист Джо Ловано — из тех музыкантов, которые проторили себе путь в высшую лигу не новаторскими идеями, а сермяжным трудом до седьмого пота. У Ловано больше 80 альбомов в качестве лидера и сайдмена, примерно половина которых вышла на лейблах первого эшелона Blue Note и ECM. Есть у него и статуэтка «Грэмми», и титул музыканта года по версии журнала DownBeat (дважды). А еще Ловано — обладатель репутации человека, который не умеет удивлять. Вне зависимости от того, в каком составе он играет и чей материал исполняет, он обязательно точен, техничен и внимателен к коллегам. Но, по большому счету, никогда не сообщает ничего нового. От его работ ожидаешь крепкого качества, основательности. Но не дерзкого полета мысли или шага прочь из зоны комфорта.

Вот почему два года назад, когда Ловано впервые собрал Trio Tapestry с барабанщиком Карменом Кастальди и пианисткой Мэрилин Криспелл, джазовое сообщество встрепенулось. Конфигурация казалась нелогичной, сложной и потому любопытной: она как будто бросала вызов сразу всем участникам трио. Лидеру Ловано пришлось включить всю свою чуткость, чтобы не перетянуть на себя одеяло внимания слушателей. В частности, не перетянуть его с Кастальди — приверженца школы минимализма Пола Моушна, — который традиционно отвечает не столько за ритм, сколько за тишину и воздух. Но если с таким стилем Ловано хорошо знаком и, в принципе, знает, что делать (он много играл и записывался с тем же Моушном), то результат соседства с Криспелл — яркой, выразительной, часто даже избыточной пианисткой — был совершенно непредсказуем. Тогда музыканты справились на ура: услышали друг друга и записали альбом красивейших композиций с плывущими ритмами, петляющими гармониями и хрустким скандинавским саундом, который при этом умудрялся обволакивать теплотой.

«Garden of Expression», хоть и вышел только сейчас, был задуман и записан в том же 2019-м, вскоре после дебютного релиза и совместного тура Trio Tapestry. Он — прямое продолжение озвученных ранее идей, собравших хвалебную критику. Краеугольным камнем здесь служит принцип открытого уха и распахнутых глаз. Криспелл и Ловано ловят и усиливают ход мыслей друг друга; Кастальди акцентирует фразы, произнесенные коллегами, и занимается украшательствами. Ловано играет настолько чисто, нежно и проникновенно, как умеет только он. Кажется, его партии можно было бы скопировать и вставить в любой случайный smooth-джазовый шлягер; это скорее комплимент, говорящий о доступности и чувственности музыки. Но играет притом лаконично, порой даже скупо — скажем, на прошлогоднем альбоме трио Марцина Василевского «Arctic Riff» саксофонист позволял себе куда более пышные импровизационные ходы.

Поэтому ведущая роль — у Криспелл. Бывшая участница квартета Энтони Брэкстона, не чурающаяся смелых экспериментов (обратите внимание, например, на ее альбом с Тайшоном Сори «The Adornment of Time»), она добавляет музыке не только увлекательную многослойность, но и эмоциональный порыв — ту самую экспрессию, обозначенную в заголовке альбома. Лучше всего это слышно в «Night Creatures» и в заглавной вещи, где каждая нота, взятая пианисткой, искрится от собственной звонкости и разбегается стремительным стаккато. Криспелл играет волнами, звуковой рябью; ее на альбоме по-настоящему много — но своей доминирующей роли она как будто стесняется. То и дело возникает ощущение, что ей не хватает свободы, что она сама себя сдерживает и пугается своего многословия. К финалу (на «Sacred Chant» и особенно в заключительной «Zen Like») ей окончательно удается себя приструнить, прийти к покою и безмятежности — состояниям, которые зеркальным образом начинают отражать и Ловано с Кастальди. Но едва это случается, трио теряет хватку. Вместе с неровностями, шероховатостями, противостоянием участников уходит и обаяние записи. 

Даже удивительно, насколько одну из самых воздушных и тихих записей в дискографии Ловано скрепляет в первую очередь внутренний конфликт, напряжение между музыкантами. Лебедь, рак и щука тянут в разные стороны — и воз парадоксальным образом движется. А стоит им сблизиться, как звук уходит всё в тот же добротный, высокопробный, но скучноватый мейнстрим, которым так известен Ловано.


Слушать альбом: Spotify | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Наталья Югринова

Главный редактор JAZZIST. Журналист, копирайтер. В детстве слушала мамины пластинки Сонни Роллинза и Бена Уэбстера — и они до сих пор не отпускают. Автор Telegram-канала Eastopia.

1 комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии