Выбор Олега Соболева | Джазист

Выбор Олега Соболева


Alan Braufman «The Fire Still Burns» (Valley of Search)

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

Не знаю как вас, но меня воодушевляют такие истории. 69-летнего дедушку, в 1970-х годах записавшего давно уже ставшую предметом коллекционирования пластинку и после этого более-менее замолчавшего, через 35 лет племянник пинками загоняет обратно в студию. В ней же благодаря всё тому же племяннику оказывается клавишник из квартета, участвовавшего в той записи — который за прошедшее время стал без малого великим музыкантом. Вместе они выпускают альбом под названием «Пламя всё еще горит», и он, разумеется, звучит совсем не так, будто пламя тонко, под струйками дождя и сквозь морозы, как-то умудряется гореть. А как калифорнийские (ну или родные таежные, сибирские) пожары — пожирает километры леса, человеческие обители, дороги, всё подряд. Нет ему конца и нет от него спасения.


Bent Arcana «Bent Arcana» (Castle Face)

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

Если это ходит как ECM, говорит как ECM и ест как ECM — значит это ECM. Джон Двайер, гитарист и вокалист великолепной калифорнийской гаражно-роковой группы Thee Oh Sees, собравший состав под названием Bent Arcana и выпустивший одноименный альбом, не скрывает своих ориентиров: магические три буквы уже открыто горели светлым сиянием в пресс-релизе пластинки, — правда, наряду, например, с термином «краутрок». Не будем останавливаться на краутроке (развитием его канонических устоев Двайер и так периодически сам по себе прекрасно занимается в Thee Oh Sees), но вот ECM семидесятых здесь слышится и узнается моментально. Слышали альбом «Gateway» Джона Аберкромби, Дэйва Холланда и Джека ДеДжоннетта? Если да — то эта запись для вас, ведь «Bent Arcana» напоминает расширенную до масштабов всего лонгплея открывающую «Gateway» вещь «Back-Woods Song». Да, ничего неожиданного; да, это «ненастоящий» джаз; да, это белые люди косплеят других в основном белых людей, — но не сдаться этому всему решительно невозможно.


Alex Zhang Hungtai & Pavel Milyakov «STYX» (PSY X)

Bandcamp

Еще больше поддельного джаза: дуэт одного из любимых музыкантов Дэвида Линча, бывшего лидера группы Dirty Beaches (а может, и единственного участника группы Dirty Beaches в принципе) Алекса Чжана Хунтая и российского композитора электронной музыки Павла Милякова, (пока что) больше известного как buttechno. Последний, правда, выступает здесь в качестве органиста и электрогитариста — но при этом издает звуки, шорохи и крики, похожие на те, что получаются у Милякова при помощи Max/MSP на его изданных под собственным именем релизах. Чжан Хунтай же играет на саксофоне — и пусть делает это не очень умело, но с перекрывающей все остальные недостатки душой и уверенностью. Хочется вспомнить еще одного мастодонта ECM, Джона Сурмана, но с оговоркой, что «STYX» — не подражание (тем более что Сурман вряд ли был авторами взят за шаблон), а поистине оригинальная работа, требующая к себе соответствующего отношения.


Tyshawn Sorey «Unfiltered» (Tyshawn Sorey)

Bandcamp

Я, честно признаюсь, не совсем уверен, что какие-либо альбомы из моего списка, исключая разве что запись Брауфмана, большинство слушателей будут ассоциировать с джазовой или даже постджазовой музыкой. Очередная запись Тайшона Сори и его ансамбля не исключение. Хотя, казалось бы: Сори — нынешняя звезда джазового авангарда, герой эссе в интеллигентном журнале The New Yorker, любимый барабанщик Мэрилин Криспелл, прямой наследник Энтони Брэкстона по слиянию континуумов джаза и европейского академического авангарда. Но на «Unfiltered» у него вновь — как и на трехтомнике «Pillars» 2018 года, — вышла музыка совсем потусторонняя и, по-хорошему, существующая вне любых континуумов, канонов, сводов правил и прочей мишуры, не нужной для поистине оригинальной композиторской мысли. Помнится, когда два года назад журнал The Wire поставил запись Шабаки Хатчингса на первое место в списке альбомов года, а «Pillars» — не поставил, я в сердцах написал злой твит их главреду Дереку Уолмзи: дескать, ну как так, старичок, обидел ты мир и музыку обидел. Готов повторить этот же фокус с «Unfiltered», если этому альбому британские снобы тоже не проявят должного почтения.


Thelonious Monk «Palo Alto» (Impulse!)

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

Ну. Вы понимаете. Это, конечно, читерский ход — вставлять в список концертную запись легендарного пианиста, сделанную 62 года назад и пылившуюся все это время на полках. Но поскольку строки эти пишутся вскоре после отхода в мир иной величайшего из всех читеров и хитрецов Диего Марадоны, рукой бога пронзившего гнилую британскую империю в сердце, я буду надеяться, что мне можно. Ну и, право слово, вы точно хотите сказать, что слышали за целый год новую запись лучше этой, вытащенной из безвременья? Монк торопится закончить, тинейджеры в школе Пало-Альто не могут понять, как им толком реагировать, музыка лавирует между спешкой и конфузом. В ней больше энергии, чем на почти всех концертных записях Монка, — и одновременно больше усталого мастерства; много души и спонтанности — но на удивление еще больше автоматизма, делающего ее совсем бесчеловечной. Как это слушалось в актовом зале? Наверняка как читерство. Такого не может быть, такого не могло быть, такого больше не будет.

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии