Выбор Кирилла Мошкова | Джазист

Выбор Кирилла Мошкова


Alexey Kruglov & Krugly Band «Yardbird Suite» (Fancymusic)

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

Конечно, в большом широком мире репутация саксофониста Алексея Круглова держится прежде всего на его работах в области авангарда, в том числе и весьма радикального. Но вот пришел год 100-летия со дня рождения Чарли Паркера, и Круглов неожиданно для многих в бесконечном потоке своих новых записей (в котором не просто можно, а обязательно нужно запутаться) выпустил крепкий альбом собственных прочтений паркеровских тем. Спойлер: получился всё-таки не совсем бибоп, но мейнстрим-джазовая репутация Круглова, которого в этой инкарнации его безразмерного «Круглого Бенда» поддержали пианист Артём Третьяков, басист Роман Плотников и барабанщик Павел Тимофеев, изрядно поправилась — настолько, что он тут же начал получать приглашения на вполне традиционные джазовые фестивали, и именно с этой программой. Не могу не признать, что, по моим ощущениям, такой экстравагантный поворот в дискографии нашего самого плодовитого импровизатора был необходим — и удался.


Lenny Sendersky & Moon Strings «Blues Mizrahi» (Losen)

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

В Израиле, где саксофонист — лидер этого коллектива — живет с начала 2010-х годов, он известен как Ленни Сендерски. Но для тех, кто хорошо знает историю российской джазовой сцены рубежа XX и XXI столетий, не секрет, что Ленни на самом деле — Леонид Сендерский, родом из Питера. В Петербурге родился и этот проект со струнным квартетом Moon Strings: на шоукейсе форума Jazz Across Borders-2018 Сендерского со струнниками услышал директор эйлатского фестиваля «Джаз на Красном море» и с удивлением узнал, что саксофонист тоже израильтянин. Там же Ленни попал в поле зрения норвежской фирмы звукозаписи Losen Records. И вот записанный в 2019 году в Москве альбом вышел — прямо в разгар пандемии. Основа звучания — игра самого Сендерского на альт- или сопрано-саксофоне, встроенная в плотную, но легкую ткань звучания «Лунных струн» (скрипачи Андрей Рухадзе и Артур Адамян, альтист Шамил Саидов и виолончелист Николай Солонович). Этот струнно-духовой конгломерат, как на неколебимой скале, упруго движется на надежном и в то же время моторном основании джазового контрабаса, на котором играет петербургский музыкант Дмитрий Семенищев. Альбом украшают концептуальные краски от специальных гостей: это соло израильского контрабасиста Эхуда Эттуна, вместе с которым Сендерский начинал работу над этим проектом пару лет назад, инструментальный вокал израильской певицы Оши Дабан и валторна самого известного в мире российского артиста в направлении classical / jazz crossover — Аркадия Шилклопера.


Sasha Mashin «Happy Synapse» (Rainy Days)

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

Второй альбом в сольной дискографии музыканта — дело трудное. Всё лучшее годами готовится для дебюта, а собрать столь же сильный материал для второй записи не всегда просто. Но барабанщик Саша Машин счастливо избежал «синдрома второго альбома». Новая работа — международная, как и дебютный «Outsidethebox» двухлетней давности: американцы Джош Эванс (труба) и Бенито Гонсалес (фортепиано), итальянец Розарио Джулиани (альт-саксофон) и россияне Макар Новиков (бас) и Дмитрий Мосьпан (тенор-саксофон) реализуют на ней лидерскую концепцию Машина. Это не значит, что лидер непрерывно играет соло на барабанах. Просто в ансамбле постоянно ощущается его ведущая роль. Альбом — современный джаз именно с точки зрения барабанщика: непрерывная постановка и решение увлекательных ритмических задач, взаимоувязка безостановочного движения партий иных инструментов в единый, драматургически насыщенный, тонко акцентированный поток музыкальных идей.


LRK Trio «Memory Moment» (Losen/Butman Music)

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

Если у России есть сейчас узнаваемый джазовый экспорт — а он в последние годы, конечно, есть, — то LRK Trio (пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов) находится на острие этого направления. Одними из первых базирующихся в России джазовых ансамблей они стали регулярно выпускать записи на солидном европейском лейбле с хорошей международной дистрибуцией и регулярно гастролировать по Европе, Японии и США. Их четвертый по счету авторский альбом вышел на норвежском Losen Records для мирового рынка, а в России его представляет Butman Music. Это композиционно сложная работа, которая по многоплановости, тембровому и ритмическому разнообразию звучания граничит с современным прог-роком, но тем не менее остается на джазовой стороне — вот только это никоим образом не джазовый мейнстрим. Это современный полистилистический джаз; причем, во-первых, это всемирная музыка XXI века, а во-вторых — музыка безусловно российская по происхождению. Противоречие? Ничуть. Глобальность этой музыки определяется ее укорененностью в национальной культуре, а интонаций и влияний условного Чайковского с Прокофьевым в новом альбоме ничуть не меньше, чем условного Эсбьорна Свенссона — которого, впрочем, трио тоже не миновало.


Nevi «Istanbul Edition» (Losen)

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

И еще один российско-международный проект: три турецких музыканта — трубач Тола Бильгин, гитарист Онур Аймерген и басист Озан Муслуоглу, два российских — барабанщик Александр Боженко и пианист Андрей Кондаков. Запись была сделана в Стамбуле осенью 2018 года, а вышла на норвежском лейбле Losen Records в самом начале пандемии, в марте 2020-го. Из десяти треков только один, последний — джазовый стандарт, а остальные девять — авторские, причем одну пьесу написал Боженко, а три — маститый петербургский композитор, музыкант и продюсер Кондаков. Остальные внесли в репертуар квинтета турецкие участники. Получилась увлекательная, весьма современная по звучанию смесь стилей и направлений. Сложные полиритмы, изрядное влияние классического звукоизвлечения (прежде всего в игре трубача) при доминировании строгого, академически богатого звука акустического рояля склоняют общую сумму в сторону прохладной, спокойной, умной и захватывающе меланхоличной стилистики ECM. Пройдя полный цикл от горячего Средиземноморья через язык американского джаза к русскому классицизму, выпущенный на норвежском лейбле альбом утверждается в конце концов в североевропейском звучании. Это не мейнстрим из США: это европейский джаз, родившийся из не менее сложной системы влияний, чем та, что в прошлом веке породила американский джаз.

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии