Tony Malaby's Sabino «The Cave of Winds» (Pyroclastic, 2022) | Джазист | Рецензии

Tony Malaby’s Sabino
«The Cave of Winds»
(Pyroclastic, 2022)

Тенор-саксофонист Тони Мэлаби — опытный лидер и сайдмен, один из двух лучших саксофонистов своего поколения по мнению The New York Times (вторым издание называет Марка Тёрнера). Мэлаби играл с Джоуи Дефранческо, в Electric Bebop Band Пола Моушна, в Mingus Big Band и других коллективах. Однако в большей степени на него повлияли джазовые авангардисты-современники — например, Марти Эрлих и Майкл Форманек, давний соратник Мэлаби. Они, цитируя его же слова, открыли ему безграничные возможности джазовой музыки и научили его гибкому, но дисциплинированному отношению к ее структурам.

Когда из-за COVID-19 опустели концертные залы и студии, Тони Мэлаби не стал отчаиваться и предложил знакомым музыкантам собираться и играть под автомагистралью рядом с его домом в Нью-Джерси. Гулкое и просторное пространство под магистралью — это именно и есть та самая «пещера ветров», давшая заглавие альбому и самой крупной композиции на нем. Кстати, на своей странице в Bandcamp Мэлаби выложил записи «из-под моста» — «дневников» набралось на внушительные пять томов; есть и видео. Джемы вдохновили Тони Мэлаби и его товарищей затем собраться в студии и повторить опыт свободного музицирования. Компанию в студии Мэлаби составили Майкл Форманек (бас), Том Рэйни (ударные) и Бен Мондер (гитара). И Форманек, и Рэйни играли с Тони Мэлаби еще на его дебютном альбоме «Sabino», вышедшем в 2000 году.

«The Cave of Winds» — это закономерный студийный результат долгой, спорящейся, веселой работы, игры в разных стилях, составах, с разными и всегда талантливыми и опытными музыкантами. Сам Мэлаби пишет, что всегда был счастлив идти со своими инструментами (тенор- и сопрано-саксофоны) к месту встречи — ведь через несколько минут он будет играть с замечательными музыкантами, его друзьями. Пожалуй, в этой музыке даже самый придирчивый критик не найдет равнодушия и скуки: люди делают то, что умеют лучше всего, и то, что любят. Это музыка, полная вдохновения.

Предыстория создания «The Cave of Winds» достаточно сильно определила то, каким получился финальный результат. Альбом сочетает хаос, творческий вихрь и дисциплину, сдержанность — как будто Мэлаби удалось взять лучшее и от спонтанного джема, и от студийных условий. Вряд ли такой баланс удалось выстроить, работая только под мостом или отправившись прямиком в студию, без необычного контекста.

«The Cave of Winds» — богатая коллекция музыкальных идей и принципов. Темпы, фактура, формат взаимодействия музыкантов меняются. Меланхолический космический фри-бипоп «Just Me, Just Me» иронично обыгрывает стандарт «Just You, Just Me». «Scratch the Horse» основывается на рифе Мондера и разыгрывает чуть ли не прог- или саузерн-роковое музыкальное действо; плотное, гипнотическое, медлительно-фатумное — нарастающая и захлестывающая волна-угроза. Заглавный трек — 18-минутное путешествие, почти крупная форма в стиле фри-джаз (впрочем, фри-джаз очень структурный и полный мелких деталей). Каждая композиция кажется законченной мыслью. Альбом начинается интенсивно, затем бури и водовороты успокаиваются. Последняя четверть пластинки — скорее постскриптум-размышление, чем ярость и вспышка.

Лично для меня героем этого альбома стал гитарист Бен Мондер. Его пассажи, в меру дерзкие и хулиганские, спорящие с мелодиями саксофона Мэлаби, добавляют музыки пряности, своеобразия. Это еще не фри-джаз и не психоделический джаз в духе раннего Джона Маклафлина, но уже совсем не аккуратные мейнстрим или контемпорари. «The Cave of Winds» вряд ли можно назвать большим событием в джазовом мире, но для не слишком консервативного слушателя эта музыка, безусловно, станет новым нескучным опытом.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка | Bandcamp

Об авторе

Юрий Виноградов

Музыкант-импровизатор, саунд-продюсер и историк философии. Ведет Telegram-канал «Механика звука». Музыка на Bandcamp: Yuri Vinogradov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии