Timo Lassy «Trio» (We Jazz, 2021) | Джазист | Рецензии

Timo Lassy
«Trio»
(We Jazz, 2021)

Финский саксофонист Тимо Ласси в последнее время чаще всего привлекал к себе внимание в дуэте со своим другом, барабанщиком Теппо Мякуненом. Вместе они записали два мощных альбома — студийный и концертный, проехались по фестивалям (не только джазовым), собрали множество восторженных отзывов и стали чуть ли не главными героями лейбла We Jazz. Это комбо прекрасно раскрывает способности Ласси как импровизатора, который легко переключается между близким к мейнстриму постбопом и более авангардными направлениями. А вот на новом альбоме «Trio» Тимо сосредоточился уже на композиторской работе, заметно подняв при этом планку своих амбиций.

Вообще-то название пластинки лукаво и может сбить с толку. Да, в центре здесь действительно трио: помимо Ласси на тенор-саксофоне и кое-где на синтезаторе, в нем участвуют басист Вилле Херала (в прошлом году он дебютировал на We Jazz с очень интересным альбомом «Pu:», полностью сыгранном на контрабасе соло) и барабанщик Яска Луккаринен (его собственное трио также издавалось на We Jazz). Но этими музыкантами состав не ограничивается: помимо них, в записи участвовали клавишники Туомо Праттяля (Ilmiliekki Quartet) и Валттери Пёйхёнен (Dalindèo), а также известный перкуссионист Абдисса Ассефа, давний соратник Ласси, участник электро-хип-хоп-группы Giant Robot и многих других команд. Ассефа занимался также сведением и продюсированием альбома. Дополняет всё это струнный оркестр Budapest Art Orchestra, который можно слышать в большей части композиций. Втроем Ласси, Херала и Луккаринен играют лишь в одной вещи, и альбом звучит совсем не так, как можно было бы предположить, ознакомившись только с основным составом.

Пластинка начинается с респектабельного симфоджаза. Оркестр, к счастью, не слишком помпезен: он звучит воздушно и легко, слаженно взаимодействует с сольными партиями лидера «трио». Ласси играет с мягким и теплым звуком, в отведенных местах импровизирует, а ритм-секция поддерживает его столь же мягким, слегка фанкующим грувом; для соло Хералы место тоже находится. В третьей композиции, балладе «Sointu», оркестр отправляется на перекур, а басист играет одну из главных ролей на пару с лидером. Ласси тем временем устраивает дуэт с самим собой, а фоном звучит деликатная, едва заметная эмбиентная электроника. Со второй половины альбома настроение меняется: в «Subtropical» к музыкантам присоединяется Ассефа, и вместе они выдают бодрый афробит. Эстафету подхватывает «Pumping C» — та самая композиция, где трио играет без участия других музыкантов, и главный хит альбома. Своему названию эта композиция вполне соответствует: Ласси без устали прокачивает слушателя мощным риффом, под который трудно оставаться неподвижным. А закрывающий альбом соул-джазовый номер «Orlo» напоминает уже о проекте Мякюнена The Stance Brothers (с той разницей, что это не электронный проект, а полностью «живой» состав): барабанные брейки, фанковый грув — эта вещь просится на диджейскую семидюймовку, а оркестр в таком контексте оказывается очень к месту.

Как уже говорилось выше, «Trio» — это в первую очередь композиторский альбом, да еще и тяготеющий к мейнстримовому звучанию. Импровизации здесь очень осторожные, все углы максимально сглажены, и даже в грувовых вещах для малого состава музыканты не дают себе особенно развернуться (надо думать, живьем всё это звучит иначе). Вместе с тем назвать его скучным «джазом для взрослых» тоже нельзя, хотя поначалу он может таковым показаться. Материал здесь довольно разноплановый: он отражает любовь Ласси к фанку, соулу, африканским и латиноамериканским мотивам, удачно подводя всё это под общее звучание (максимально приятное, мягкое и теплое), а в аранжировках находится удачное применение и для оркестра, и для электроники. Это очень комфортный и достаточно простой для восприятия альбом, но он звучит не как коммерческий проект, а как по-настоящему творческая работа и новый шаг в музыкальной эволюции автора.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии