Timo Lassy & Teppo Mäkynen «Live Recordings 2019-2020» (We Jazz, 2021) | Джазист | Рецензии

Timo Lassy & Teppo Mäkynen
«Live Recordings 2019-2020»
(We Jazz, 2021)

Рейтинг: 3.5 из 5.

Саксофонист Тимо Ласси и барабанщик Теппо Мякюнен — опытные представители финской джазовой сцены, за плечами которых много лет работы как в составе уважаемых ансамблей, так и с сольными проектами. Ласси возглавляет собственный бэнд, Мякюнен (иногда скрывающийся за псевдонимом Тедди Рок) — группу 3TM, полуанонимный проект The Stance Brothers и ряд других коллективов. Музыкантов связывает давняя дружба и большой опыт сотрудничества: вместе они играли в группе Ласси, команде Мякюнена Teddy Rok Seven, звездном финском ансамбле The Five Corners Quintet, The Stance Brothers и других коллективах. В конце десятых они начали выступать как дуэт — и это стало новой ступенью в карьере обоих исполнителей. Их дебютный совместный альбом «Timo Lassy & Teppo Mäkynen», вышедший в 2019 году, собрал множество восторженных отзывов и получил престижную премию Gilles Peterson’s Worldwide Awards в номинации «Джазовый альбом года».

В 2020 году музыканты выпустили пару концертных номеров на сборном релизе «Ateneum 2019». Их новый полноформатный альбом — тоже концертник, большая часть композиций с которого уже известна по ранее выходившим студийным записям. Может быть, этот альбом призван заполнить паузу во время отсутствия новой музыки (с дебюта прошло уже два года), но одного взгляда на хронометраж записей достаточно для понимания, что прослушивание всё же будет как минимум небезынтересным. Длительность студийных версий композиций Ласси и Мякюнена не превышает трех с половиной минут: здесь музыканты работают в старомодном формате виниловых семидюймовок. На концертах же они позволяют себе гораздо больше свободы, и исполнение одной вещи может занять у них добрую четверть часа.

Ласси и Мякюнен работали во многих жанрах: от более-менее традиционного джаза до инструментального соула и электронной музыки. В своем дуэте они тоже используют разные стили и влияния, но успешно подводят их под общий знаменатель: дебютный альбом звучал разнообразно, но при этом вовсе не рассыпался. Не происходит этого и с концертником. Он начинается с вкрадчивой, почти эмбиентной «Fallow», в которой перкуссия Мякюнена не просто аккомпанирует протяжным партиям Ласси, а фактически солирует наравне с ними. За ней следует неспешно раскачивающийся грувовый номер «Zomp», где эффектные саксофонные хуки сопровождаются не менее эффектными ритмическими конструкциями, под которые — при всей их сложности — трудно стоять на месте. Всё здесь сыграно исключительно в формате «тенор-саксофон и ударные»: в фанковых номерах музыканты успешно обходятся без баса, а в эмбиентных — без электроники.

Отсутствие ограничений по хронометражу позволяет музыкантам умело держать паузы, подводя слушателей к «хитовым» моментам: Ласси и Мякюнен — опытные шоумены, мастерски работающие с публикой. Самый протяженный номер релиза «Liberty» предваряется тихим соло Теппо на целых четыре минуты, а когда Тимо наконец вступает с основным мотивом, восторг публики хорошо слышен и на записи. Эта композиция — одна из лучших вещей на альбоме: мелодичный постбоп, напоминающий о временах раннего Колтрейна, постепенно переходит в безудержную свободную импровизацию. На студийных записях дуэта вы такого не услышите. Среди других интересных моментов есть, например, эмбиентная «Aero», где музыканты играют с фидбэком (совсем без электроники всё же не обошлось). Она завершается гипнотическим саксофонным паттерном, плавно перетекающим в «Kobi», которая разворачивается вокруг монотонного ритма практически в духе минимал-техно. Ближе к финалу на смену медитативным вещам вновь приходят танцевальные грувы, и завершается всё веселым номером «Calling James»

По сравнению со студийными записями «Live Recordings» звучит несколько сыровато: где-то саунду не хватает плотности, где-то музыканты допускают небольшие погрешности, где-то инструменты просто записаны не лучшим образом — особого лоска на альбоме нет. Это можно счесть и преимуществом, и недостатком, но звуковые огрехи вполне компенсируются тем, что здесь переданы нерв и драматургия живого исполнения: слушая альбом, легко можно представить себя свидетелем живого концерта. А главное, «Live Recordings» показывает композиции Ласси и Мякюнена с новых сторон: импровизаторский талант музыкантов раскрывается тут гораздо ярче, чем на студийных записях. Всё это делает альбом действительно ценным релизом, который можно с интересом слушать в ожидании номерного полноформатника.


Слушать альбом: Bandcamp | Apple Music | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии