Джаз перед Рождеством: клавишные | Джазист | Дайджест

Джаз перед Рождеством:
клавишные

Рождественская серия:
Как «Щелкунчик» Чайковского стал джазовым стандартом
Почему «A Charlie Brown Christmas» Винса Гуаральди — лучший рождественский альбом всех времен
Джаз перед Рождеством: струнные

Чем ниже столбик термометра, тем чаще слышна музыка, которая предвещает зимние праздники. В прошлом году «Джазист» рассказывал о том, как «Щелкунчик» П. И. Чайковского прокладывал себе дорогу в джаз, и теперь пришло время поговорить о западном «зимнем» репертуаре — так называемой holiday music или Christmas music, которая началась со старинных рождественских гимнов, а в XX веке обросла светскими песнями. 

В джазе есть множество жемчужин этого направления. Поскольку охватить всё просто невозможно, придется резать по живому и сосредоточиться на избранных альбомах, вынося за скобки немало отдельных треков, записанных такими гигантами, как трубачи Луис Армстронг и Майлз Дэвис, саксофонисты Чарли Паркер и Джон Колтрейн, гитаристы Джим Холл и Пэт Мартино.

Чтобы навести порядок во всём этом массиве, серию публикаций мы разобьем на рубрики: «Струнные», «Вокал», «Биг-бэнды» и так далее (будут даже бескомпромиссные «Эксперименты»). А начнем, пожалуй, с клавишных — рояля и органа.

РОЯЛЬ

Vince Guaraldi Trio
«A Charlie Brown Christmas»
(Fantasy, 1965)

В отличие от рефлексирующего неудачника Чарли Брауна, героя комиксов Чарльза Шульца «Peanuts», пианист Винс Гуаральди добился настоящего успеха: его саундтрек к мультфильму «A Charlie Brown Christmas» — это лучший рождественский альбом, и точка. Здесь чудесно всё: угловатые, торопливые соло Гуаральди, словно подгоняющие наступление праздника; вальс «Skating», стремительный и острый, как лезвия коньков; барабанная дробь детского хора в «My Little Drum»; меланхолия «Christmas Time Is Here»; обманчиво простая «Linus and Lucy», ставшая для нескольких поколений американцев неотъемлемой частью культурного кода. Винс Гуаральди писал хиты и мечтал, чтобы они стали джазовыми стандартами. Но стандартом стал целый альбом.

Oscar Peterson
«An Oscar Peterson Christmas»
(Telarc, 1995)

Это одна из первых записей Оскара Питерсона после инсульта, который разбил его в 1993 году. Слышно, что левая рука великого канадца еще не совсем восстановилась, но и одной правой он легко уделывает эпигонов. У Питерсона по-прежнему жемчужный звук, а свингует он просто как бог. «Махараджа клавиатуры», как прозвал его Дюк Эллингтон, окружен здесь большой свитой, куда вошли Дэйв Сэмюэлс (вибрафон), Джек Шантц (флюгельгорн), канадские джазмены (Лорн Лофски — гитара, Дэйв Янг — контрабас, Джерри Фуллер — ударные) и струнный оркестр, но сдержанный, без патоки, характерной для подобных записей. Играют рождественскую классику. Не надо искать на этом альбоме фортепианных чудес, но и отмахиваться от него не стоит.

Geri Allen
«A Child Is Born»
(Motéma, 2011)

Творчество Джери Аллен невозможно отнести к одному стилю. Ее уважение к джазовой традиции гармонично сочеталось с авангардными устремлениями, а любовь к музыке соул — с постбоповым хитроумием. Альбом «A Child Is Born» пронизан глубоким религиозным чувством, но не чужд приключений. Играя старинные гимны, Аллен уходит в такие импровизации, которые, похоже, даже для нее самой таят множество внезапных открытий. Кое-где она обогащает звуковую палитру электроорганом, челестой, электропиано и даже клавинетом Hohner, а в двух оригиналах («Journey to Bethlehem» и «God Is With Us – Matthew 1:23») появляется вокал небесной красоты. Сильный альбом без напускной сентиментальности.

Кого еще слушать

Ramsey Lewis Trio «Sound of Christmas» (Argo, 1961)
Фортепиано с оттяжкой, легкий уклон в поп-музыку и сироп струнного оркестра (к счастью, не в каждом треке). А на следующей рождественской пластинке Льюиса, «More Sounds of Christmas» (1964), коммерции уже через край.

Bobby Timmons «Holiday Soul» (Prestige, 1964)
Рождественские песни сквозь призму соул-джаза и хардбопа. Очень добротный альбом, который, впрочем, не поражает свежестью взгляда. Но такой задачи, наверное, и не стояло.

Duke Pearson «Merry Ole Sole» (Blue Note, 1969)
Скучно? Потерпите, эта пластинка раскрывается не сразу. Слушать ее стоит ради взрывных барабанов Мики Роукера и «перекличек» Дюка Пирсона с бразильским перкуссионистом Аирто Морейрой.

Dave Brubeck «A Dave Brubeck Christmas» (Telarc, 1996)
Дэйв Брубек соло: от подобающей торжественности до задорного страйда. Местами прекрасно, но иногда — удивительно — клонит в сон.

Bugge Wesseltoft «It’s Snowing on My Piano» (ACT, 1997)
В середине 90-х пианист Бюгге Вессельтофт «поженил» джаз с танцевальной электроникой, и это было не механическое соединение, а глубокое исследование жанровых границ. «It’s Snowing on My Piano» — музыка для фортепиано соло, где-то меланхоличная, где-то медитативная, но неизменно красивая.

George Shearing «Christmas with the George Shearing Quintet» (Telarc, 1998)
Много тихой мудрости и мягкого юмора. В «Have Yourself a Merry Little Christmas» британец Джордж Ширинг умудрился вживить цитату из «Birdland» группы Weather Report.

Cyrus Chestnut «A Charlie Brown Christmas» (Atlantic, 2000)
Гуаральди на новый лад — уважительно, но свежо. Честнат играет в составе джазовой дрим-тим, куда вошли трубач Уоллас Рони, саксофонисты Майкл Брекер и Кенни Гарретт, флейтист Хьюберт Лоуз, гитарист Пэт Мартино, скрипач Джерри Гудман, вибрафонист Стифон Харрис, басист Крисчен Макбрайд, барабанщик Стив Гэдд и перкуссионист Дон Элайас.

Carla Bley «Carla’s Christmas Carols» (ECM, 2009)
Ироничный шедевр Карлы Блей далек от традиций. «Кваканье» духовых The Partyka Brass Quintet сводит на нет возвышенность «It Came Upon a Midnight Clear», гармонические сдвиги «Away in a Manger» превращают кэрол XIX века в восточную сказку, а «Ring Christmas Bells» начинается с имитации колоколов, которая перетекает в нуарную импровизацию. Есть тут даже откровенное бесчинство — веселые «Hell’s Bells» с чертовски мелодичным басом Стива Своллоу.

Ellis Marsalis «A New Orleans Christmas Carol» (ELM, 2011)
Основатель «правящей династии» американского джаза записал, пожалуй, наименее интересную пластинку из всей подборки. Качественную, но, увы, без огонька. На ударных и вибрафоне — его младший сын Джейсон.

Joey Alexander «A Joey Alexander Christmas» (Motéma, 2018)
Индонезийский вундеркинд Джоуи Александер не топит слушателя в море звуков. Его конек — паузы и тишина. Одни восхваляют Джоуи, другие не видят в нем ничего особенного. Послушайте его 20-минутный EP и решите сами.

ОРГАН

Jimmy Smith
«Christmas Cookin’»
(Verve, 1966)

Мы говорим джазовый орган, подразумеваем — Джимми Смит. Его полнокровная, бурлящая, прыгучая манера игры — счастливый союз боповых завихрений и блюзовой сермяги. «Christmas Cookin’» (переиздание альбома «Christmas ’64» в новой, куда более веселой обложке) открывается пародийно-академическим вступлением оркестра, которое переходит в круто сваренный минорный блюз («God Rest Ye Merry Gentlemen»). Дальше будут и тягучие, как мед, джазовые вальсы («We Three Kings»), и расслабленный хард-боп («Jingle Bells»), и, конечно, модная в ту пору босса-нова («White Christmas»). Настоящий праздничный пир.

Jimmy McGriff
«Christmas with McGriff»
(Sue, 1963)

Рождественский альбом — один из первых в обширной дискографии Макгриффа. Нельзя назвать его большой удачей: местами квартет играет вразнобой, работа саксофониста Рудольфа Джонсона иногда вызывает сомнения в его адекватности, а соул-джазовый твист «Hip Santa» сегодня кажется эхом триасового периода. Но если махнуть на всё это рукой, то можно просто насладиться «запаздывающими» аккордами Макгриффа а-ля Эрролл Гарнер в «White Christmas» и «I Saw Mommy Kissing Santa Claus».

Don Patterson
«Holiday Soul»
(Prestige, 1964)

Классическое органное трио с гитарой и ударными. Дон Паттерсон не торопится солировать — едва ли не больше внимания уделено молодому талантливому гитаристу Пэту Мартино. В пламени амбиций Паттерсон, видимо, не горел, и «Holiday Soul» стал самым коммерчески успешным альбомом за всю его карьеру. Не только из-за рождественской тематики, конечно. Это действительно крепкая пластинка.

Кого еще слушать

Bill Doggett «12 Songs of Christmas» (King, 1958)
Половину треков можно использовать как колыбельные, чтобы дети не засиживались до полуночи.

Rhoda Scott «The Hammond Organ of Christmas» (Sunnyside, 2003).
Переиздание пластинки «Les Orgues de Noël» (1977) с двумя дополнительными спиричуэлами. Мало импровизаций, но много религиозного чувства. И это уже практически церковный орган.

Robert Walter «In a Holiday Groove with Robert Walter and His Bumpin’ Beats» (Fog City, 2003)
Непритязательная и необязательная, но довольно забавная безделушка основателя джаз-фанковой группы The Greyboy Allstars.

Joey DeFrancesco «Home for the Holidays» (JD Music, 2015)
Джоуи Дефранческо — прямой музыкальный наследник Джимми Смита и самый яркий органист современной джазовой сцены. Его рождественский альбом — это целых 23 трека, среди которых есть зажигательный соул-джаз, постбоповые сложности, нежные баллады, вполне прямолинейный блюз и даже румба. Полтора часа чистого драйва.

Barbara Dennerlein «Christmas Soul» (MPS, 2015)
Немка Барбара Деннерляйн с переменным успехом пытается выйти из-под влияния Джимми Смита. Очень старательно, но чуть пресновато.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Яндекс.Музыка

Об авторе

Лев Боровков

Сооснователь JAZZIST. Специалист по авторскому праву. Заигрывал с джазом в школьной группе (к счастью, записи не сохранились). Автор Telegram-канала The Lost Chords.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии