Tata Vasquez and His Orchestra «Ecstasy» (La China, 1979 / Jazz Room, 2021) | Джазист | Рецензии

Tata Vasquez and His Orchestra
«Ecstasy»
(La China, 1979 / Jazz Room, 2021)

Лондонский лейбл Jazz Room занимается переизданием редких и полузабытых джазовых записей, и его новый релиз — бриллиант из мира танцевального афро-латинского джаза: вслед за редкими работами аргентинского саксофониста Уго Эредии и английского латин-фьюжн-коллектива The Robin Jones Seven лейбл представляет альбом кубинца Роберто «Таты» Васкеса «Ecstasy», оригинал которого был выпущен лейблом La China Records в 1979 году в Нью-Йорке.

Небольшой экскурс в историю. В США 60-х годов стал популярен танец сальса. Его музыкальной основой был эклектичный стиль, в котором латиноамериканские традиции — мамбо, румба, пачанга и другие — соединялись с джазовыми элементами. Это было звучание так называемых «эль баррио», испаноговорящих гетто, существовавших во многих крупнейших городах Америки. «Эль баррио» граничили с негритянскими кварталами, и музыкальные взаимопроникновения были просто неизбежны. Жить в «испанском Гарлеме» или любом другом «эль баррио» означало одновременно слушать Тито Пуэнте и Эдди Палмьери, с одной стороны, и Джеймса Брауна и Джона Колтрейна — с другой. Один из популяризаторов сальсы, Джонни Пачеко, говорил, что приверженцы этого стиля модернизировали афро-карибскую музыку, добавив в нее джазовую импровизацию. Главный акцент при этом делался на ритм-секцию: то, что музыканты играют для танцующих людей, было важнее всего.

В 1959 году, после победы революции на Кубе, в США потянулся поток эмигрантов, среди которых было много музыкантов, не разделявших идеи новой власти. К их числу принадлежал и Роберто Васкес, оказавшийся в плавильном котле «испанского Гарлема». О нем известно мало, а его американская дискография ограничивается считанными записями, но благодаря их качеству он мог бы легко конкурировать с главными звездами латинской и афро-кубинской сцены тех лет. К началу 70-х история афро-карибской музыки в Штатах уже насчитывала как минимум четыре десятилетия, и новая волна эмигрантов лишь влилась в уже существующую сцену. Нью-Йорк долгое время был таким же центром кубинского джаза, как и Гавана, однако революция 1959 года изменила положение дел и стала новой точкой отсчета: джаз на Кубе теперь воспринимался как буржуазное явление, чуждое новому социалистическому строю, поэтому предпочтение отдавалось революционным и народным песням.

Возможно, «Ecstasy» — отличный пример того, куда мог двинуться кубинский джаз, если бы он не оказался в условиях цензуры и запретов. Материал, записанный на этом альбоме, уже звучал на более ранней пластинке Васкеса «Tata Vasquez y su Cucumay», записанной в Нью-Йорке в 1973 году. Но альбом «Ecstasy» дополнен двумя композициями — «La Barberia» и двухчастной «Suite Guaracho», которая и стала главным хитом пластинки.

Продюсером «Suite Guaracho» выступил нью-йоркский музыкант Эдди Дреннон, работавший в качестве аранжировщика с Монго Сантамарией, Рэем Барретто, Айком и Тиной Тёрнер. Для Роберто Васкеcа он создал практически идеальный латин-джазовый гимн. Композиция открывается вступлением, которое переносит прямиком в «эль баррио»: ленивая перкуссия смешивается с растворяющимися в воздухе голосами, звуками полицейской сирены и проезжающих машин. Вступление плавно перетекает в стремительный танцевальный номер с гипнотической ритм-секцией, соло на саксофоне и спиричуэл-вокалом, щедро сдобренными сальсой. Яркая «Suite Guaracho» даже в начале 90-х звучала на эклектичных танцполах Ибицы, а в нулевых оказалась на вооружении нью-джазового поколения — трек препарировали, например, ретрофутурист Ursula 1000 и шведский мастер тропических ритмов Beatfanatic. 

Еще один яркий номер — «Maldito Vicio», тревожная композиция с проникновенным вокалом Феликса Сантини, безупречными духовыми, мощной ритм-секцией, глубоким басом и неожиданным соло на губной гармонике — инструменте, который редко можно услышать в латиноамериканской музыке. В «El Loco» темп и ритмический рисунок не меняются, но испанский вокал и традиционные афро-кубинские гармонии в исполнении духовых уводят наполняют музыку солнцем.

В целом «Ecstasy» можно назвать типичной сальса-записью своего времени, и единственное отличие от альбомов, например, Уилли Колона или Селии Круз только в том, что тираж пластинки Васкеса был весьма небольшим. Тем ценнее заново открыть слушателям этот альбом, который, возможно, заставит взглянуть на чересчур клишированный жанр под новым углом. Остается только пожалеть о том, что Тата Васкез и его оркестр после «Ecstasy» не записали больше ничего.


Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии