«Душа» (Pixar, 2020): девять кругов джаза | Джазист | Фильмы

«Душа» (Pixar, 2020):
девять кругов джаза

Рейтинг: 4.5 из 5.

Мы продолжаем знакомить читателей с новинками «джазового» кинематографа. В этот раз кинокритик и любитель джаза Кирилл Горячок рассказывает о новой работе студии Pixar — мультфильме «Душа», который вышел в российский прокат.


С детства Джо Гарднер мечтал играть джаз и считал его своим призванием — с тех самых пор, как отец открыл для него красоту этой музыки. Но прошли годы, а ему так и не выпал шанс выступить на сцене. Теперь Джо — одинокий учитель музыки в школе и большое разочарование для своей мамы. Однажды на прослушивании, которое ему устроил бывший ученик, Джо удается впечатлить своей игрой на рояле известную саксофонистку Доротею Уильямс. Он приглашен выступить вместе с ее джаз-бэндом этим вечером. Мечта сбылась, думает Джо, но счастье было недолгим: по пути домой он проваливается в канализационный люк и прощается с жизнью. Душа Джо отправляется на небеса, чтобы там благополучно окончить свой путь, но учитель музыки не намерен так просто попрощаться со своей мечтой. Он решает во что бы то ни стало «воскреснуть» и выступить на одной сцене с Доротеей Уильямс.

Лучшие работы анимационной студии Pixar основаны на парадоксальных идеях. Достаточно вспомнить «Головоломку» — мультфильм об антропоморфных человеческих эмоциях, живущих в голове ребенка, — или «Рататуй», героем которого выступила крыса на кухне — ночной кошмар любого повара. Поразительно, как аниматорам удается совмещать сложные и «недетские» концепции с добродушной, семейной интонацией, абсолютной доступностью своих произведений для каждого. Некоторые из самых выдающихся работ студии принадлежат Питу Доктеру — ключевой фигуре Pixar. Поэтому «Душа», которую Доктер написал и срежиссировал, изначально была на особом счету: это не очередной сиквел «Тачек», но самостоятельное произведение. Тему смерти Pixar уже исследовали в «Тайне Коко». Однако история про мексиканский праздник мертвых была в большей степени об утрате и переживании ухода родных. В «Душе» же смерть — лишь повод для разговора о жизни. Как и многим героям сказок и мифов, Джо Гарднеру приходится спуститься в загробный мир, чтобы обрести что-то в мире живых.

Впрочем, смерть в «Душе» — событие скорее естественное, чем трагическое. И уход Джо в мир иной показан максимально мягко и даже иронично. Авторы избавили небесную канцелярию от религиозной символики, ангелов и нимбов над головами. На вопрос Джо, куда он попал, в ад или рай, души дружно отвечают хохотом. Загробная жизнь выглядит в мультфильме так, будто это мобильное приложение или видеоигра. Чтобы крохотной душе воплотиться в тело и попасть на Землю, ей нужно завершить несколько простых задачек и получить соответствующие значки. Такой же игрой оказывается и смерть. Души, окончившие свое земное путешествие, радостно собираются вместе посреди звезд и летят навстречу безграничной Вселенной.

Но в сравнении с настоящим бытием в теле человека потусторонний мир кажется довольно тусклым и минималистичным. Души готовят к путешествию, а затем принимают обратно благостные существа, будто сошедшие с кубистских полотен Пикассо. Всё здесь происходит размеренно, по расписанию — настоящая свершившаяся утопия. Другое дело на Земле, где царит настоящий хаос, посреди которого человеческой душе нетрудно затеряться и замкнуться. Отчасти этого и боится маленькая душа с порядковым номером 22, которая никак не может отыскать свой талант перед отправкой в тело. Ей кажется, что жизнь — сплошное страдание и куда лучше остаться в безопасном «нигде». Но всё изменит встреча с Джо, для которого 22 и станет своего рода Вергилием — проводником из одного мира в другой. Вместе они обнаружат, что обуздывать хаос человеческого существования, быть может, и необязательно. Куда интереснее попробовать жизнь на вкус — то, чего не могут себе позволить еще не родившиеся души, парящие в строго заданном пространстве, лишенном чувств и эмоций.

Джаз в «Душе» выступает одновременно и как метафора, и как драматургический инструмент. Прежде всего, это первый мультфильм Pixar, главным героем которого стал афроамериканец. И для него авторы написали соответствующий культурный антураж, связанный, в частности, с джазом. Музыкальными консультантами мультфильма стали пианист Херби Хэнкок, барабанщица Терри Лин Кэррингтон, продюсер Куинси Джонс, а также продюсер и мультиинструменталист Questlove, который, к слову, озвучил того самого ученика главного героя, который пригласил его на прослушивание. Однако джаз-бэнд Доротеи Уильямс играет знакомый и приятный для ушей боп. Конечно, «Душа» не ставит целью осветить современную джазовую сцену — куда проще и понятнее обратиться к стереотипному квартету, играющему так, как перестали играть в середине прошлого века. Характерно представление в мультфильме о типичном джазовом исполнителе, чья «душа» возносится в небо во время игры: избегая шаблонов в изображении жизни после смерти, Pixar, к сожалению, не стали фантазировать в репрезентации музыки. Поэтому куда занятнее получилась «загробная» тема, написанная Трентом Резнором и Аттикусом Россом из группы Nine Inch Nails, а запомнится после просмотра разве что закрывающий кавер на песню «It’s All Right» группы The Impressions, исполненный Джоном Батистом с британской соул-певицей Селест.

Впрочем, джаз в «Душе» скорее символичен и сводится к идее. Раскрывается она в слове «jazzing», которое используется применительно к «бесталанной» душе 22. Конечно, это совсем не характеристика музыкальной культуры, но своеобразная философия жизни — свободное парение, импровизация. История путешествия Джо и его новообретенной подруги в загробном и земном мирах учит, что призвание — это абстракция, сочиненная человеком. Она заставляет нас думать, что каждый будто бы рожден для чего-то очень важного, что в каждом есть талант, который обязательно нужно реализовать, «не закапывать в землю». Но «Душа» твердит о другом: иногда стоит притормозить, не спешить быть всегда успешным, ведь подчас это прямой путь к разочарованию. Быть может, стоит жить ради самой жизни? Попытаться преодолеть заданный алгоритм, отыскать какую-то иную логику — вот к чему призывают Pixar. И джаз из навязчивой идеи главного героя превращается в иллюстрацию к этому преодолению. Музыка сообщает, что существует бесчисленное количество путей, в том числе — через царство мертвых.


Слушать саундтрек к фильму «Душа»:

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Кирилл Горячок

Кинокритик, искусствовед, неравнодушен к старому джазу и блюзу. Автор Telegram-канала Blues & Roots.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии