Sons of Kemet «Black to the Future» (Impulse!, 2021) | Джазист | Рецензии

Sons of Kemet
«Black to the Future»
(Impulse!, 2021)

Рейтинг: 2 из 5.

«Born from the mud with the hustle inside me» («Я родился из грязи, и меня переполняет энергия»), — как мантру бормочут поэт Kojey Radical и певица Лиэнн Ла Хавас в композиции «Hustle» с четвертого альбома британской группы Sons of Kemet. В этой строчке скрывается концептуальная суть пластинки, созданной как очередное послесловие к убийству Джорджа Флойда и событиям BLM-волны. Но не только. Она еще и хорошо иллюстрирует жизненное кредо фронтмена коллектива, саксофониста Шабаки Хатчингса. За грязь не ручаемся, но энергия — или, точнее, этот самый «хасл», то есть стремление вписаться в любую движуху с выгодой для себя, — бьет из него через край. 

За последние десять лет Хатчингс возглавил три полноценные группы, каждая из которых стала лицом «новой британской волны» джаза — Shabaka and the Ancestors, The Comet Is Coming и, собственно, Sons of Kemet. Он гостил на огромном количестве записей музыкантов всех мастей: от Мулату Астатке и Маккайи Макрейвена до электронщиков Floating Points и Heliocentrics. Он собирает не только проекты, но и признание — в его копилке награда Jazz Innovation, приз MOBO за вклад в развитие черной музыки, номинация на Mercury Prize и бесконечные титулы джазового Мессии от критиков. Добавьте к этому шарм и скромность, которые подчеркивают все без исключения интервьюеры, и получите портрет джазового музыканта эпохи зумеров: деятельный, талантливый, без вредных привычек, полный осознанности и просто обаяшка. Так что же не так с этим его образом? И почему «Black to the Future» — провальный альбом?

Главная проблема «Black to the Future» в том, что он не сообщает ровным счетом ничего нового. Альбом звучит как бесконечное повторение идей, прежде разработанных Шабакой и подельниками в разных проектах. Даже не повторение, а бездумная зубрежка: все любопытные ходы упрощены до невозможности; камео важных гостей, от Moor Mother, председательницы филадельфийской коммуны Irreversible Entanglements, до великолепной вокалистки Энджел Бэт Дэвид, стерты и безлики; мелодии очевидны и как будто получены простым скармливанием нейросети дискографии Шабаки Хатчингса. Взять, например, «In Remembrance of Those Fallen». Соло на саксофоне можно было бы незаметно для слушателя вырезать и вставить в альбом «We Are Sent Here by History» проекта Shabaka and the Ancestors, не будь оно таким удручающе плоским. Вторая половина пьесы звучит как универсальный трек The Comet Is Coming — осталось лишь вынуть из него карибские полиритмы и добавить синтезаторов. 

Что же в этом такого, могут возразить читатели, — иметь узнаваемый почерк и переносить его из проекта в проект? Разумеется, ничего. Беда в том, что на «Black to the Future» этот почерк узнаваем, но прежних восторгов не вызывает. Шабака играет вполсилы, ему негде развернуться, на первом плане — туба Теона Кросса, который заполняет всё пространство несложными, но бойкими партиями. Два барабанщика, Том Скиннер и Эдвард Вакили-Хик, как угорелые перепрыгивают с латинских ритмов к африканским, явно задавшись целью если не блеснуть изобретательностью, так затанцевать всех до смерти. Всё это производит впечатление пластинки, записанной по принципу «сначала ворвемся, а потом разберемся». Но на одном хасле выехать не удается.

Те, кто следит за карьерой Хатчингса и был хоть на одном его концерте, знают, на что он способен: и композиторской мыслью может разлететься до состояния сложнейших полифоний, и умеет выдать красивейшие соло, полные энергии и внутренних противоречий. На «Black to The Future» об этих его талантах заставляют вспомнить всего пара моментов: блистательный импров-кусок «Let the Circle Be Unbroken», где саксофон хрипит и задыхается, имитируя пережатое ботинком горло, и «Envision Yourself Levitating», в котором все участники наконец-то нащупывают свой собственный язык, свободу и личное пространство для маневров, а не пытаются безостановочно гнать куда-то вместе в слепом раже. 

В одном из интервью Хатчингс своеобразно описывал свою манеру игры, говоря, что у него «тупой саксофон» (он имеет в виду, что играет резко, отрывисто, нарочито примитивным и животным звуком). На новом альбоме как будто резко отупели все участники группы, и даже важный объединяющий месседж ситуацию не спасает. Что ж, не получилось. Кашу, конечно, хаслом не испортишь, но, увы, «Black to the Future» как раз и есть эта самая каша.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Наталья Югринова

Главный редактор JAZZIST. Журналист, копирайтер. В детстве слушала мамины пластинки Сонни Роллинза и Бена Уэбстера — и они до сих пор не отпускают. Автор Telegram-канала Eastopia.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии