Выбор «Джазиста»: 15 лучших альбомов сентября | Джазист | Рецензии

Выбор «Джазиста»:
15 лучших альбомов сентября

Каждый месяц редакция «Джазиста» выбирает альбомы, достойные внимания. На очереди — 15 лучших альбомов сентября.

Ellen Andrea Wang
“Closeness”
(Ropeadope)

Новая пластинка норвежской контрабасистки-вокалистки Эллен Андреа Ванг — работа необыкновенной глубины и, пожалуй, один из самых эмоционально заряженных альбомов года. Здесь всё построено на полутонах и нюансах. Старый спиричуэл “Nobody Knows” открывается деликатными гитарными флажолетами Роба Лафта, которые напоминают африканскую калимбу, — и эти девять нот оказываются гораздо драматичнее, чем любая другая аранжировка, перегруженная звуками и пафосом. Надрывную “Lonely Woman” Орнетта Коулмана Ванг превращает в тихую исповедь невероятной скрытой силы. Начало “Erasmus” с аскетичной перкуссией Йона Фэльта, незамысловатыми арпеджио Лафта и контрабасом, скупо обозначающим гармонию, поначалу кажется подготовкой к грустной фолк-балладе, но вектор постепенно меняется, и вот мы уже слышим наэлектризованный джаз-фьюжн. В “Waiting for Ellinor” Ванг буквально несколькими легкими штрихами рассказывает об осознании предстоящего материнства. С точки зрения подхода к построению басовых партий Ванг — прямая наследница великого Чарли Хейдена. Виртуозности ей, похоже, не занимать, но зачем метаться по грифу, если можно обойтись главными ступенями лада? Выбор сайдменов — безоговорочная удача: Роб Лафт и Йон Фэльт проживают все эмоции вместе с ней. А Лафт снова показывает, насколько он оригинален и убедителен в совершенно разных ситуациях и стилях.

Лев Боровков

The Owl & Pablo Held
“Improcode”
(Fundacja Słuchaj)

Коллаборация польского трио The OWL (Марцин Халат — скрипка, Мачей Гарбовски — контрабас, Кшиштоф Градзюк — ударные) и немецкого пианиста Пабло Хельда. Три композиции из девяти (“THE LAND”, “IMPROCODE” и “LUNATIC”) были написаны Халатом заранее, а остальные сложились в результате свободной импровизации. Несмотря на спонтанность, это тонкая и бережно исполненная музыка, в которой даже от каждого диссонанса веет нежностью. На переднем крае взаимодействуют фортепиано Хельда и скрипка Халата. Контрабас и ударные не то чтобы следуют за ними, а, скорее, создают ритмическое пространство для диалога. По стилю “IMPROCODE” ближе к фри-джазу, но в музыке угадываются и академические влияния, которые только добавляют саунду утонченности.

Александр Аношин

Sélène Saint-Aimé 
“Mare Undarum”
(KOMOS)

Селен Сен-Эме получила музыкальное образование в Париже, а шлифовала мастерство уже в Нью-Йорке под наставничеством Стива Коулмана и Рона Картера. Ее дебютный альбом — сплав американской постбоповой техники и французской мультикультурности с тягой к африканским корням. Пластинка вышла неровная, экспрессивная, с резкими перепадами настроений. Чувствуется, что для Эме страстный порыв и стремление к самовыражению значат больше мелодического совершенства. Однако несмотря на иррациональную, фантазийную природу, музыка Эме не кажется наивной или незавершенной, и “Mare Undarum” производит впечатление цельного высказывания. Заодно рекомендую присмотреться к каталогу выпустившего “Mare Undarum” парижского лейбла Komos, селекция которого работает без сбоев.

Александр Аношин

Eric Revis
“Slipknots Through A Looking Glass”
(Pyroclastic Records)

Когда сравниваешь двух братьев Марсалисов — Брэнфорда-старшего и Уинтона-среднего — так и хочется пошутить, что первый лучше, потому что у него в составе играет контрабасист Эрик Ревис. Ревис — экспрессивный и тонкий исполнитель, а вдобавок умный композитор — главная креативная сила квартета Брэнфорда Марсалиса с 1997 года, но, помимо этой затратной по времени и ресурсам работы, он еще сумел построить яркую сольную карьеру. “Slipknots Through A Looking Glass” — восьмая по счету «лидерская» пластинка Ревиса. Записана она с составом хай-класса: саксофонистами Биллом МакХенри и Дариушем Джонсом, пианисткой Крис Дэвис, ударниками Чедом Тэйлором и Джастином Фолкнером. Музыка, как водится у Ревиса, вышла замороченная и по-своему захватывающая. Кажется, что никто, кроме него, не способен так лихо и удачно скрещивать ужа с ежом — композицию с импровизацией, академическую эстетику и драйв «низких» жанров, настойчивую репетитивность и стремление к перманентной изменчивости. При прослушивании “Slipknots Through A Looking Glass” и постоянном спотыкании о сучки и задоринки вместо нервного «тьфу ты» возникает удивленное «вот это да» и желание изучить эти неровности внимательнее. Красиво же.

Александр Аношин

Rymden
“Space Sailors”
(Jazzland Recordings)

В пресс-релизе на сайте ансамбля первый альбом “Reflections and Odysseys” сравнивался с первой экспедицией на орбиту, второй, “Space Sailors”, выпущенный также на Jazzland, — с прилунением. При прослушивании возникает ощущение, как будто сюрпризы, которых мы ждали еще на первом альбоме, отложили для второго. В ряде номеров структуру можно описать примерно следующим образом: бодро и уверенно начинается движение, по ходу дела вокруг возникает какой-то дивный, неизученный мир, весь из узоров и переливов, многослойный, как в калейдоскопе — и вдруг все обрывается, остаются лишь какие-то колебания, шорохи, а музыканты озираются в недоумении, пытаясь осознать и изучить окружающее. Затем изначальные риффы и темы возобновляются, несколько более робко, пока все не рассыпается вновь, не улетучивается, не расплывается в пространстве или космосе. Таков, например, номер “Terminal One”, выпущенный на сингле до выхода альбома. При первых тактах думаешь, что это потенциальный хит, но в середине от всего этого заряда и цепкости не остается и следа, так что даже начинаешь сомневаться, а то ли настроение ты уловил. И уже после того, как подобие темы, услышанное вначале, возвращается, ясно, что надолго оно не задержится: что-то наплывает, что-то пытается родиться, трансформироваться, но расплывается. За время пандемии у трио было всего одно живое выступление — на фестивале Jazzaldia в городе Доностия-Сан-Себастьян в Стране Басков. В октябре музыканты планируют поехать в турне. Будем надеяться, что им ничто не помешает.

Григорий Дурново

Bad Stream
“Sonic Healing”
(Antime)

“Sonic Healing” производит впечатление записи, которая сама не знает, куда движется. Она постоянно мутирует: от джаза к эмбиенту и академическому минимализму; здесь спорадически вступает скрипка, там несколько фраз бормочет контрабас, а потом вдруг саксофон заходится в горячечном визге. Сбивает с толку не только драматургия, но и общая тональность композиций. Тут не приходится говорить об общей гармонии или танцах вокруг нее. Только все участники вроде бы «договариваются» играть слаженно (четче всего эти моменты слышны в “III” и “IV”), и у композиции даже обнаруживается понятный ритм, как картинка снова распадается на куски и хаос. На “I” этот странный коллаж напоминает эксперименты польского авангардиста Вацлава Зимпеля (в особенности его работы с техноэнтузиастом Джеймсом Холденом), на “IV” — экзерсисы Стива Райха с Пэтом Мэтини или шумовые поделки Джима О’Рурка с Ореном Амбарчи. Но к грандиозному финалу “V” вся эта полифоническая махина вдруг перестает спотыкаться сама об себя и выстраивается в плотный шквал звука в духе Матса Густафссона. Достигнув точки кипения — головокружительного саксофонного соло Кая Мадера, — музыка утихает и словно идет на поправку. Пара простых фортепианных аккордов звучат свежо, как первое утро без температуры после недели болезни. Тот же Зимпель как-то сказал, что основная функция музыки — давать чувство освобождения. “Sonic Healing” ровно об этом: мама, мы все тяжело больны, но у нас есть надежда.

Наталья Югринова

Skurkar
“Skjulte Motiver”
(Ora Fonogram)

Четыре тронхеймские лисички — саксофонистки Амалия и Дженни, контрабасистка Ода и барабанщица Эмма — любят погорячее и весело разрывают традиционные для джаза паттерны свободной импровизацией. “Skjulte motiver” звучат остроумно, задиристо, в моменты показных переругиваний даже кокетливо, при том что гонят импров-волну Skurvar технично и со знанием дела. Барабанщица так и вовсе близка к гениальности.

Александр Аношин

I.P.A.
Bashing Mushrooms
(Cuneiform)

Шведско-норвежский квинтет I.P.A. (Атле Нимо — саксофон, Магнус Бро — труба, Маттиас Столь — вибрафон, Ингебригт Хокер Флатен — контрабас, Хокон Мьосет Йохансен — барабаны) вполне может считаться супергруппой. Это звезды джазового авангарда, которые состоят в топ-бэндах Angles 9, Atomic, The Thing и Trondheim Jazz Orchestra, а под вывеской I.P.A. занимаются переосмыслением громких и свободных 60-х. Среди идейных вдохновителей I.P.A. — Орнетт Коулман, Дон Черри и Альберт Айлер. Еще одним ориентиром кажется Эрик Долфи, которому I.P.A. даже посвятили песню на позапрошлом альбоме “Bubbles”. На новой пластинке квинтет всё так же играет в классику, хитроумно сочленяя композиционные отрезки со свободной импровизацией. Горькие блюзы и экстатические спиричуэлы на “Bashing Mashrooms” идут рука об руку с виртуозно исполненными постбоповыми номерами. Пластинка звучит одновременно ностальгически и свежо. Чувствуется, что музыканты писали ее себе в удовольствие и слушателям на радость.

Александр Аношин

Ghost Rhythms
“Imaginary Mountains”
(Self-Released)

Sylvie Courvoisier Trio
“Free Hoops”
(Intakt Records)

Dan Weiss Starebaby
“Natural Selection”
(Pi Recordings)

Cosmic Vibrations
“Pathways And Passages”
(Spiritmuse)

Toc & Dave Rempis
“Closed for Safety Reasons”
(Circum-Disc)

Matthew Shipp Trio
“The Unidentifiable”
(ESP-Disk)

OM (Urs Leimgruber — Christy Doran — Bobby Burri — Fredy Studer)
“It’s About Time”
(Intakt Records)

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Читать комментарии

  • Здравствуйте, у меня есть готовый альбом (авторский) петербургского биг-бенда, не изданный, никем не замеченный, не знаю, что с ним делать, может подскажите?

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии