Russ Lossing «‎Metamorphism»‎ (Sunnyside Records, 2021) | Джазист | Рецензии


Russ Lossing
«‎Metamorphism»‎
(Sunnyside Records, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Альбом «‎Metamorphism» стал уже восемнадцатой пластинкой 60-летнего пианиста Расса Лоссинга в качестве лидера. Как правило, музыканты такого уровня в представлении не нуждаются, но Лоссинга за пределами джазовой ниши знают мало.

Объяснение тут, кажется, одно: Лоссинг не интересуется ничем, кроме собственно музыки. Его биография состоит из перечисления сухих фактов и воспоминаний о двух встречах с Джоном Кейджем, сайт сделан по методичке «‎как не надо делать сайты», об аккаунтах в соцсетях Лоссинг воспоминает только в момент анонса новых альбомов или концертов. Вокруг него не сложилось внемузыкального образа, он не интересен джазовым мейджор-лейблам с коммерческим подходом и стратегиями продвижения. Критики в рецензиях на альбомы Лоссинга тоже попадают в тупик — топчутся вокруг описания технических параметров исполнения и упускают из виду идею. Но зацепка, кажется, всё-таки существует.

Лоссинг близко дружил Полом Моушном, считал великого барабанщика своим учителем и 12 лет играл в его квинтете. За полвека в джазе Моушн написал 100 с лишним композиций, но на пяти совместных с Лоссингом альбомах их странным образом нет. Дело в том, что свои пьесы Моушн выпускал на сольных пластинках и предпочитал записывать их в составах без пианиста. Причина этого отчасти заключалась в стиле его игры: он не только держал ритм, но и «‎рисовал» с помощью барабанной установки тонкие мелодические линии. При этом темы композиций Моушн сочинял только на фортепиано, а уже потом, в ходе репетиций, переносил их на подготовленный ритмический каркас. Свой главный принцип сочинительства Моушн формулировал как «‎do not overcompose» — создавать аранжировки таким образом, чтобы не подчинять их воле одного человека и оставлять пространство для свободных импровизаций.

Так вот, Расс Лоссинг оказался самым верным последователем идей Моушна в джазовой музыке. Дело не только в том, что после смерти Моушна Лоссинг посвятил ему два альбома — «‎Drum Music» и «‎Motian Music», где исполнил главные композиции барабанщика с новой «‎фортепианной» оптикой. Свою музыку Лоссинг тоже создает, следуя заложенным Моушном принципам. На новом альбоме «‎Metamorphism» это как раз отчетливо слышно: в исполнении квартета Лоссинга звучит хрупкая и переменчивая музыка, которая уклоняется от любых устойчивых состояний. В то же время, избегая скучной упорядоченности, композиции «‎Metamorphism» не стремятся к хаосу. Они скорее формируются из видоизменных элементов уже известных жанров — «‎классического» свинга, постбопа, фри-джаза и даже восточного фольклора, отглоски которого слышны в теме первой и лучшей композиции альбома «‎Three Treasures». Такой подход требует от музыкантов квартета Лоссинга умения внимательно слушать друг друга и быстро откликаться на предлагаемые идеи. Саксофонист Лорен Стиллман, контрабасист Джон Эбер и барабанщик Майкл Сарин «‎общаются» на полутонах, и бережное отношение к деталям ценится ими выше бравурных пассажей. За «‎Metamorphism» следишь с таким же трепетом, как за увлекательной шахматной партией: боишься пропустить каждый ход, а поняв замысел комбинации, радуешься как ребенок — смог, получается, прикоснуться к высокому.


Слушать альбом: Spotify | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал On The Corner.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии