Роман Столяр и Андрей Разин «Балетные сцены для двух фортепиано» (Бомба-Питер, 2021) | Джазист | Рецензии

Роман Столяр и Андрей Разин
«Балетные сцены для двух фортепиано»
(Бомба-Питер, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Существуют альбомы, которые стоит слушать хотя бы для того, чтобы восхититься игрой музыкантов. Качество записи, драматургия и драматизм — всё это отходит на второй план; а вот техника, умение создавать разнообразные типы фактуры и калейдоскопически менять их — завораживают. Так же завораживает и альбом «Балетные сцены для двух фортепиано» Романа Столяра и Андрея Разина. При этом упрекнуть их работу в бессодержательности и поверхностной виртуозности — последнее, что может прийти в голову. Дело в том, что захватывающая импровизация — это не только умение правильно брать звук, быстро, четко, ясно играть сложные пассажи, но и способность создавать на лету музыкальные ситуации, то есть спонтанно сочинять. Поэтому мастеру импровизации недостаточно лишь виртуозно играть — ему необходима развитая фантазия и обширная музыкальная эрудиция.

Роман Столяр и Андрей Разин — опытные музыканты. Столяр написал известный учебник по фортепианной импровизации и переиграл, кажется, со всеми известными российскими импровизаторами и многими зарубежными мастерами. Разин — музыкант с академическим бэкграундом, выпускник Московской консерватории — уже много лет играет джаз, новоджазовую и импровизационную музыку. Широта кругозора обоих пианистов очевидна, а их тезаурус богат и разнообразен. Местами «Балетные сцены…» звучат как джаз в духе Сесила Тэйлора; иногда плотность музыкальной ткани и необычные ритмы вызывают в памяти сочинения Белы Бартока или Лео Орнштейна; отдельные эпизоды напоминают фортепианные этюды Лигети (в частности, знаменитую «Лестницу дьявола»), позднеромантическую музыку или сериализм. Разин и Столяр, не сбиваясь, буквально на лету меняют ритмы и размеры. Их музыка пульсирует, вьется и вихрится подобно равелевской «Игре воды».

Словосочетание «балетные сцены» — удачная и меткая характеристика для этой записи, предложенная Андреем Разиным уже после прослушивания результата. Действительно, отдельные пьесы с этого альбома могли бы стать основой для новаторской хореографической постановки — благодаря изобретательности ритмического рисунка, ярким и четким акцентам. Музыка Столяра и Разина движется и приплясывает, а иногда оказывается способна на целые акробатические номера.

Пожалуй, единственным упреком этой работе может быть отсутствие контрастов. Как это бывает у страстного и виртуозного Столяра, иногда начинает казаться, что нот, акцентов и штрихов здесь слишком много. Уху и уму хочется отдыха и спокойствия посреди звукового шторма, но покой лишь только снится. Да, в начале «Сцены первой» есть подобие атонального спокойствия, но оно, впрочем, быстро сменяется достаточно экспрессивным и разухабистым джазом.

В целом же этот альбом — еще одно свидетельство того, что импровизационная музыка по сложности, тщательности отделки и изобретательности может на равных конкурировать с композиторской. Чтобы получить удовольствие от замечательных «Балетных сцен…», совершенно необязательно увлекаться импровизационной музыкой и следить за ее новейшими тенденциями.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Юрий Виноградов

Музыкант-импровизатор, саунд-продюсер и историк философии. Ведет Telegram-канал «Механика звука». Музыка на Bandcamp: Yuri Vinogradov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии