Меланхолия свободного джаза: Пол Блей | Джазист | Тексты

Меланхолия
свободного джаза:
Пол Блей

Пол Блей — один из самых ярких революционеров джаза, пианист и композитор, чьи головокружительные музыкальные авантюры задали очертания ландшафта абстрактного джаза 60-х–70-х годов, так называемой «Новой вещи» (The New Thing). Вместе со своей женой — пианисткой и композитором Карлой Блей, трубачом Биллом Диксоном и пианистом Сесилом Тэйлором он вошел в число учредителей Гильдии джазовых композиторов — организации, которая ставила своей целью пропаганду свободного джаза. Его партнерами по импровизации были такие звезды, как Орнетт Коулман, Дон Черри, Джимми Джуффри, Чет Бэйкер и Гэри Пикок — оригинально мыслящие музыкальные умы.

«Вы говорите людям, что они могут доверять своей интуиции, чтобы создавать новые формы, но они, скорее, нуждаются

в новых формах, чтобы

создавать новые интуиции».

Пол Блей

Пол Блей родился в Монреале в 1932 году. С 8 лет он начал учиться игре на фортепиано, а в подростковом возрасте — полупрофессионально выступать. В 17 лет Блей регулярно участвовал в джемах с пианистом Оскаром Питерсоном. С начала 50-х он учился в Джульярдской школе (Нью-Йорк). Именно в Нью-Йорке Пол Блей познакомился с контрабасистом и композитором Чарльзом Мингусом. Игра Блея произвела на Мингуса такое впечатление, что он организовал запись первого альбома пианиста — “Introducing Paul Bley” (Debut, 1953) с участием самого Мингуса и барабанщика Арта Блэйки.

Introducing Paul Bley

Так началась успешная 60-летняя карьера Пола Блея как профессионального музыканта, за которую он записал более ста альбомов, переиграл со многими знаковыми фигурами джаза и стал невероятно влиятельным пианистом. Блей одним из первых в джазе стал экспериментировать с модулярными синтезаторами Moog и Arp. Именно он в 50-х годах заметил никому тогда не известного саксофониста Орнетта Коулмана, так что важнейший альбом “The Shape of Jazz to Come” (Atlantic, 1958) был записан не без косвенного участия Блея.

«Я пытаюсь сохранить все достижения джаза, но так,

чтобы они стали частью свободной игры».

Пол Блей

Специфика свободного джаза Пола Блея — в мелодичности и внутренней неразрывности. Материал развивается непрерывно, неторопливо, без провалов и сбоев. Музыка течет свободно, звуки шествуют сдержанно, с достоинством. Пианист свободно экспериментирует с линиями, ритмами, формой, сохраняя при этом все основные достижения мелодики, гармонии и ритмики раннего джаза и бибопа даже в новых авангардных формах. Свободный джаз Пола Блея не нервный и не эксцентричный. Напротив, он спокоен и благороден, это мягкая, прохладная, разреженная музыка. В сольных импровизациях Блея нет такой яростной энергетики, грубой, варварски акцентированной экспрессивной динамики и сложной, многоэтажной гармонии, как у Сесила Тэйлора в “Silent Tongues” (Freedom, 1974). Его мелодии не взрываются вихрями оттенков, как у Кита Джаретта, — музыка достаточно проста, но каждый звук весом, окрашен, имеет вкус. Из-под пальцев Пола Блея, кажется, течет трепещущая, густая меланхолия.

5+

Об авторе

Юрий Виноградов

Музыкант-импровизатор, саунд-продюсер и историк философии. Ведет Telegram-канал МЕХАНИКА ЗВУКА. Музыка на Bandcamp: Yuri Vinogradov.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Теги