Patricia Brennan «Maquishti» (Valley of Search, 2021) | Джазист | Рецензии

Patricia Brennan
«Maquishti»
(Valley of Search, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Патриша Бреннан родилась и выросла в Мексике, там же она обучалась игре на перкуссионных инструментах в ключе современного академизма. Затем она увлеклась музыкой другого толка. Переехав в Бруклин, Бреннан в первую очередь утвердила себя как джазовая вибрафонистка, способная работать и в свободной импровизации. Эту ее сторону можно исследовать, например, на диске «7 Poets Trio», где вибрафон Бреннан звучит вместе с барабанами Томаса Фудзивары и виолончелью Томики Рид. Или же в составе ансамбля Weber/Morris Big Band, выпустившего в прошлом году самый интересный дебют в своем жанре за долгие годы. А вот как композиторку мы ее еще не слышали: «Maquishti» — первый сольный альбом Бреннан. Название — глагол одного из ацтекских языков общности науа, означающий «освобождать».

Надо отметить, что Мексика — одна из тех немногих стран, в академической музыке которой перкуссия всегда играла куда более значительную роль, чем в среднем по традиции. Два важнейших мексиканских композитора, Сильвестре Ревуэльтас и Карлос Чавес (пики творчества которых приходятся на 1930-е и 1940-е соответственно), писали музыку, довольно требовательную к мастерству берущихся за нее перкуссионистов, как в оркестровых, так и в камерных составах. Разумеется, это было следствием важности ритма в разнообразной традиционной и фольклорной музыке разных частей страны.

Влияние академической школы на Бреннан не стоит недооценивать. Достаточно послушать основополагающее сочинение Чавеса, «Токкату для перкуссии» (1942), чтобы провести параллели с работами для вибрафона соло и с электроникой, представленными на «Maquishti». Плавные мелодические перестуки первой части сочинения Чавеса, абстрактный сюрреализм части второй, активное переложение вероятно фольклорных ритмов в третьей, — все эти элементы узнаются в игре и работах Бреннан вмиг.

Амбиции у Бреннан тоже вполне академического масштаба. Дебютировать часовым альбомом перкуссионной музыки — жест как минимум смелый. А самая амбициозная работа на этом полном амбиций альбоме — бесспорно, «Episodes». Этот трек составлен из нескольких коротких частей. Несмотря на разрозненность этих частей, соседство абразивности, подчеркнутой использованием пищащей электроники, и одухотворенной сентиментальности, они в итоге собираются в эффектный и красивый финал. В «Episodes» Бреннан лучше всего демонстрирует свой мощный композиторский талант.

В другом контексте слушаются импровизации, рассыпанные по треклисту «Maquishti». Две из них исполняются не на вибрафоне, а на маримбе. Это явно музыка не слаженная, не продуманная заранее, полная импульсивных жестов и грандиозных спонтанных решений. Но в своей игре Бреннан, впрочем, всё равно ориентируется на подчеркивание формы, на законченность нарратива. А вот ближе к развязке альбома — в трех последовательных сочинениях «Point of No Return», «Away From Us» и «Derrumbe De Turquesas» — артистка работает с акустическими особенностями вибрафона. Композиционно эти вещи просты (своей минималистичной и переливающейся музыкой они выдают влияние того же Чавеса) и придуманы скорее как тур де форс широты палитры инструмента. Музыка вдруг звучит как наваждение, меняя острые углы на пространственную благость. Особенно эффектна «Away From Us», которую легко можно представить как затерянный во времени трек с пластинки лейбла ECM начала 80-х годов.

Создать настолько разнообразный, интересный и одновременно внушительный по хронометражу альбом на мощностях одних лишь ударных инструментов, ограниченных по своей сути, — титаническая задача. С ней Бреннан справилась виртуозно.


Слушать альбом: Spotify | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Теги