Emmanuelle Parrenin & Detlef Weinrich «Jours de grève»‎ (Versatile Records, 2021) | Джазист | Особый взгляд

Emmanuelle Parrenin
& Detlef Weinrich
«Jours de grève»‎
(Versatile Records, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Напоминаем нашим читателям, что «Джазист» интересуется не только джазом, но и другими формами импровизационной музыки — и не только. Именно для того, что не укладывается в более или менее привычные рамки джаза, мы придумали рубрику «Особый взгляд». Сегодняшний выпуск посвящен свежему альбому Эммануэль Парренен и Детлефа Вайнриха.

Эммануэль Парренен — французская фолк-певица, арфистка и лирница, которая начинала свою карьеру в конце 60-х – начале 70-х годов. Ее путь был непростым: в 1993 году Парренен потеряла слух вследствие пожара и оказалась не в состоянии исполнять музыку. Врачи утверждали, что это навсегда. Тогда она отправилась в Альпы, где начала проходить терапию по специальной методике, применяемой при лечении людей с аутизмом и психическими расстройствами. Постепенно слух вернулся, и Парренен вновь смогла играть и петь.

Соавтор ее нового проекта Детлеф Вайнрих — диджей и продюсер, известный под псевдонимом Tolouse Low Trax, а также основатель культового для клубной культуры места Salon des Amateurs, которое находится в Дюссельдорфе.

Их совместный диск был записан во время недельной забастовки во Франции в 2019 году, чем и объясняется его название (в переводе с французского — «Дни забастовки»). Парренен и Вайнрих также пригласили поучаствовать в записи французского фри-джазового саксофониста Кентена Ролле и выдумщика-мультиинструменталиста, вокалиста, перформера и мистика — список можно продолжить — Гедалию Тазартеса, для которого эта работа стала последней коллаборацией перед кончиной в феврале 2021 года. Свою лепту в альбом внес и создатель парижского лейбла Versatile Жильбер Коэн (Gilb’R): он занялся электроникой и сыграл на басу.

После недели, проведенной в студии, Вайнрих отправился в свой родной Дюссельдорф, где вместе с другом Яном Шульте (также известным как Вольф Мюллер) приступил к микшированию и «слайсингу» многочасовой джем-сессии. Расщепляя ее на отдельные ноты, звуки, ритмы и вокализы, Вайнрих и Шульте получили музыку, на которую бессмысленно вешать какие-либо ярлыки, но в которой можно выделить элементы электроники, фри-джаза, поп- и экспериментальной музыки.

В открывающей композиции («Le couple coupable») Эммануэль поет на французском языке, но в ее интонировании слышны восточные мотивы — и это сочетание вызывает ассоциации с совместной работой актрисы и певицы Брижитт Фонтэн с певцом и композитором берберского происхождения Арески Белькасемом, который аккомпанировал ей на арабской лютне, перкуссии и других инструментах.

В «Caltec’s Dance» чудаковатые междометия Парренен сворачиваются в звуковую петлю, на которой построен ритмический рисунок пьесы. Торжественные фанковые гитары на заднем плане, наложение инструментов и звуков складывается в общую картину, напоминающую галдеж на восточном базаре. В какой-то момент произведение становится похоже на вокальные перформансы Мередит Монк.

В «White Layers Over Black Papers» на фоне колесной лиры, которая то заводится, то замолкает, звучит самобытный вокал Гедалии Тазартеса — а сопровождаются они изобретательной перкуссией и дабовой басовой линией. Эта композиция — своеобразное топтание на месте, нечто вроде печатания текста на уже использованных листах бумаги, когда чернила постепенно заполняют всю белую поверхность вместо того, чтобы переходить к следующей странице и развивать повествование.

Следующий трек — «Hephaïstos Breeze» — посвящен богу огня Гефесту. Парренен вновь проворачивает здесь вокальные трюки: наложения слогов и фраз формируют причудливый узор, а фоном ему служит звучит тревожный и гулкий трайбл-ритм.

В композиции «Gelbe Schlange» — одной из нескольких на альбоме, которые можно отнести к стилю leftfield dance, — дроуны и соло Кентена Ролле придают мелодичности беспощадным грувам, а под конец размноженные партии саксофона и гул колесной лиры кажутся игрой трубадуров на средневековой площади.

Супергруппы — а коллектив Парренен/Вайнрих/Ролле/Тазартес можно назвать именно этим словом — далеко не всегда создают действительно интересный материал. Нередко оказывается, что музыканты просто приятно провели время на джем-сессии. Но на альбоме «Jours de grève» слышен значительный вклад каждого участника — и музыка идеально сбалансирована: когда вам надоедает вокал Парренен, вступает звонкий и глубокий электронный ритм, который затем сменяется гудением колесной лиры, а та — вокализами Тазартеса. Весь этот калейдоскоп звуков не перестает удивлять.


Слушать альбом: Bandcamp | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Александра Копелян

Журналист, переводчик, музыкант и вокалист, автор проекта growthrings.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии