Oxana Grigoryeva «Ever After» (ТОПОТ, 2021) | Джазист | Рецензии

Oxana Grigoryeva
«Ever After»
(ТОПОТ, 2021)

Московская барабанщица Оксана Григорьева хорошо известна любителям российской импровизационной сцены. Она играет модный инди-джаз в группе The RIG, вдохновенные свободные импровизации в квартете Drumazhur, тяжелый шумовой даб в трио «Изразец», гаражный рок в проекте «Материнская Плата». Также на ее счету участие в раннем составе джаз-панковых тяжеловесов «Бром», сотрудничество с рядом известных российских и зарубежных музыкантов — и множество других проектов. Все они звучат совершенно по-разному, но в каждом из них игра Григорьевой неизменно приковывает к себе особое внимание. Ее манера эффектно сочетает техничность и необузданность: она виртуозно, с математической точностью исполняет очень сложные партии, сохраняя при этом свободу звукоизвлечения и панковский задор. Какой бы замысловатой ни была музыка, игра Оксаны помогает сохранить в ней живой нерв. И всё же работа со всеми этими командами не раскрывает ее потенциал целиком. Интересы Григорьевой не ограничиваются джазом и свободной импровизацией, а ее стиль музицирования не всегда бывает энергичным и агрессивным — и это наглядно показывает ее новый сольный альбом «Ever After».

Эта работа была записана во время локдауна в 2020 году. Ограничения стали для некоторых музыкантов особым творческим вызовом, подтолкнувшим их к неожиданным экспериментам. С одной стороны, у Оксаны была возможность музицировать лишь в одиночестве. С другой стороны, у нее было время, которое освободилось в отсутствие работы с другими музыкантами. Это дало ее творчеству новую степень свободы, и Григорьева с энтузиазмом воспользовалась ею. В инструментарии Оксаны, помимо привычной ударной установки, оказалось также несколько видов перкуссии (включая дверные ключи), полевые записи и собственный голос. Сольные эксперименты с этим набором средств вылились в шесть радикально отличающихся друг от друга композиций.

В открывающем альбом треке «Before» Григорьева использует инструмент, который называется шум океана (ocean drum, двусторонний барабан с металлическими шариками внутри). С его помощью она создает звуки, которые постепенно наращивают интенсивность и образуют плавный дроун, напоминающий океанский гул. На его фоне тихая перкуссия рождает эффект капель, а умелая работа со звуком делает картину завершенной и полностью погружает слушателя в акустическое пространство композиции. Далее звучит миниатюра «Jiffy», отсылающая к минимализму Джона Кейджа и Мортона Фелдмана. Ее продолжительность — всего полминуты — поначалу кажется странной. Но вскоре выясняется, что еще один фрагмент в подобной эстетике встроен уже в следующую вещь, «Becoming», и непонятная интермедия начинает восприниматься как лейтмотив. Здесь же Оксана переходит к экспериментам с голосом: она исполняет пронзительные вокализы и компонует их друг с другом в полифонический «хор»; вспоминаются Мередит Монк и Диаманда Галас. Но на этом композиция не заканчивается. Вокальные опыты сменяются перкуссионной импровизацией, за которой следует небольшое соло на металлофоне. А затем тишину прорезает агрессивный барабанный разнос, сопровождающийся истошными криками, — крик уже давно служит Григорьевой дополнительным выразительным средством во время живых выступлений.

В «Lush» Оксана играючи создает фанковый грув с помощью барабанной установки и своеобразного скэт-рэпа — здесь ей не нужен даже басист, его вполне успешно замещает бочка. В середине эта вещь снова срывается в шумный импров с криками, а под конец, напротив, переходит к экспериментам с тишиной и пространством. В «As It Is» Григорьева демонстрирует свою любовь к афробиту, и для создания полноценно звучащей композиции ей вполне достаточно перкуссии и калимбы. Завершающая альбом пьеса «This Is The» начинается с полевых записей строительного шума, взаимодействующих с перкуссией, а затем превращается в пространственный минималистичный эмбиент (к слову, все эффекты на альбоме созданы без помощи электроники — и даже почти без помощи электричества). Откуда-то из-под слоя обрывочных звуков металлической перкуссии доносится голос покойного друга Оксаны, который произносит: «Любимая композиция Бога — Восхождение». На этой возвышенной ноте запись завершается.

Разноплановость материала создает на альбоме немало контрастов и парадоксов, но всё это в итоге срабатывает в общем контексте: множество мелких деталей в сумме образуют цельное и убедительное повествование. На «Ever After» Григорьева ясно дает понять, что не стоит воспринимать ее исключительно как отвязного виртуоза джаз-панка: здесь она раскрывается как музыкант с тонким вкусом, умением работать с тишиной и прекрасным чувством звука и пространства, который в то же время может дать волю и диким инстинктам. Этот альбом — мощное творческое высказывание от человека, находящегося в постоянном поиске и развитии новых идей.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

1 комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии