Oren Ambarchi, Johan Berthling & Andreas Werliin «Ghosted» (Drag City, 2022) | Джазист | Рецензии

Oren Ambarchi,
Johan Berthling &
Andreas Werliin
«Ghosted»
(Drag City, 2022)

Австралиец Орен Амбарчи — один из ярчайших музыкантов современной экспериментальной и импровизационной сцены. Он начинал в середине 80-х как барабанщик во фри-джазовых и авант-роковых группах, потом освоил гитару, используя для игры максимально нестандартные техники, а в 90-е увлекся электроникой. К середине нулевых Орен вырос в весьма авторитетного экспериментатора широкого профиля. Стилистически его записи варьировались от экстремального дум-метала и джаза до нойза и техно, а широчайший круг его связей охватывал таких персонажей, как Мануэль Гётшинг, Джим О’Рурк, Стивен О’Мэйли, Матс Густафссон, Рикардо Вильялобос, Merzbow и многих других.

При всей обширности его дискографии есть у Амбарчи одна пластинка, выстрелившая далеко за пределы импров-тусовки и запустившая Орена на большую орбиту. Речь об альбоме «Audience of One» (Touch, 2012), о котором в хвалебном тоне писали популярные издания вроде Pitchfork, Fact Magazine и PopMatters. С тех пор Амбарчи не так редко появляется в лайн-апах крупных фестивалей калибра Sonar и Primavera Sound и даже успел стать кем-то вроде амбассадора экспериментальной музыки для широкой публики. При этом былого радикализма он ничуть не утерял и ни на какие компромиссы в угоду успеху не идет.

Партнеры Орена по новому релизу — шведские музыканты Йохан Бертлинг (контрабас, бас-гитара) и Андреас Верлийн (ударные, перкуссия). Сам же Орен привычно отвечает за гитару и электронику. Оба шведа — постоянные участники составов Матса Густафссона Fire! и Fire! Orchestra (в одной из вариаций которого им довелось поиграть вместе с Ореном), а также фри-джазового биг-бэнда Angles. Ну а Бертлинга мы знаем еще и по тихой лефтфилд-индитронике: в начале 2000-х Йохан стал сооснователем трио Tape, а его лейбл Hapna конкурировал с такими форпостами жанра, как Tomlab и Morr Music.

Вместе троица играет нечто на стыке джаза (что логично, учитывая бэкграунд всех троих) и краут-рока, который тут очевидно идет от Амбарчи. У Орена с этим жанром особые отношения: он принимал участие в одной из реинкарнаций группы Ash Ra Tempel, нередко обращался к краут-року в сольном творчестве (послушайте хотя бы альбом «Hubris»), а в родной Австралии даже читал студентам специальный курс об истории жанра. Собственно говоря, краут-рок и джаз идут рука об руку еще с конца 60-х, но если музыка классиков «джаз-краута» вроде Embryo или Kraan по-джазовому цветаста и красочна, то Амбарчи, Бертлинг и Верлийн будто бы намеренно ограничивают себя в выразительных средствах.

Вооружившись джазовым инструментарием, трио разговаривает на языке академического минимализма, и здесь их ближайшими родственниками видятся уже скорее Ник Берч и его Ronin. В «моторизованном» бите есть грув, но нет ощущения автобана — он будто бы всё время движется на первой передаче. А повторяющиеся петли (конструкция пьес выстроена вокруг звучащих по кругу лаконичных музыкальных фраз, где ведущим инструментом нередко оказывается контрабас), слегка спотыкаются и шагают не в ногу. Всё вместе создает очень приятный дуализм: с одной стороны, это музыка явно сложной и затейливой формы (размер 7/8 во второй части говорит сам за себя); с другой, у этих повторов определенно есть совершенно подсознательный, гипнотизирующий, трансовый эффект, на котором во многом и держится магия краут-рока. Наконец, стоит троице сбавить темп, как из колонок начинает распространяться дымок дум-джаза.


Слушать на Apple Music I Spotify I YouTube Music I Bandcamp I VK Музыка

Об авторе

Ник Завриев

Музыкант, журналист, преподаватель. Автор подкаста «Планетроника».

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии