Orchestre Poly-Rythmo De Cotonou Dahomey «Le Sato» (Acid Jazz, 2021) | Джазист | Рецензии

Orchestre Poly-Rythmo
De Cotonou Dahomey
«Le Sato»
(Acid Jazz, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Если вам совсем ничего не известно о великом африканском коллективе из Бенина Orchestre Poly-Rythmo De Cotonou, то сделайте себе одолжение, начните знакомство с ним с эпической статьи Олега Соболева. И сегодня, спустя шесть лет после выхода, этот материал остается, на личный вкус вашего обозревателя, одним из безоговорочно лучших русскоязычных лонгридов в области музыкальной журналистики. Если кратко, история вот в чем. В 70-х и 80-х в городе Котону, столице государства Бенин (до 1975 года — Дагомея), действовал замечательный оркестр, записавший и выпустивший за эти пару десятилетий невероятное количество музыки — около 50 альбомов и то ли 300, то ли 500 с лишним синглов по самым приблизительным подсчетам. 

Во второй половине нулевых, когда всё это богатство начали потихоньку раскапывать и переиздавать архивные европейские лейблы вроде Soundway или Analog Africa, записи группы произвели такой эффект, что оркестр возродился, принялся активно гастролировать и даже выпускать совершенно новую музыку, часто вполне сопоставимую с былыми заслугами. Далее в интересах краткости сделаем монтажную склейку с 2020 годом. Лейбл Acid Jazz, к созданию которого приложил руку вездесущий диджей, радиоведущий и охотник за музыкальными редкостями Джайлс Питерсон, объявляет о вступлении в эксклюзивное партнерство с Albarika Store, бенинским лейблом, выпускавшим большую часть записей Orchestre Poly-Rythmo периода расцвета, с целью переиздания их каталога. «Le Sato» — уже четвертый альбом оркестра, выходящий на Acid Jazz по новой с ноября прошлого года. Возвращение записей, десятилетиями считавшихся раритетами, в широкое хождение — дело, безусловно, благородное и благое. Только если вдруг захотите с головой погрузиться в дискографию коллектива, имейте в виду, что с длиной и формулировкой своего названия оркестр играл похлеще канадских построкеров A Silver Mt. Zion. На одном только сайте Discogs встречается с полсотни вариаций его написания; придется немножко потрудиться, чтобы собрать все эти записи на стриминговых площадках.

Изначально альбом «Le Sato» вышел в 1974-м. В отличие от многих африканских групп, использовавших студийную запись для максимально прямолинейной фиксации своих новых песен, Orchestre Poly-Rythmo подходил к выпуску полнометражных альбомов концептуально, выбирая для каждого конкретную тему и направление. Музыканты в группе, состав которой мог разрастаться до семнадцати человек, имели свою музыкальную специализацию. Скажем, один из вокалистов Венсан Ахехехиньу отвечал за влияния нигерийского афробита и сочинял в этом стиле, а гитарист Бернар «Мотылёк» Зунденьон специализировался на конголезском жанре сукус. Каждый альбом исследовал какую-то конкретную сторону творчества оркестра, и на обложку помещался соответствующий член команды. Как можно догадаться, альбом с Зунденьоном на обложке стилистически склонялся в сторону сукуса, альбом с Ахехехиньу был выполнен в афробитовом ключе и так далее.

На обложке «Le Sato» с гитарой наперевес красуется Меломе Клемен — бессменный художественный руководитель оркестра, а также вокалист, гитарист, саксофонист и аккордеонист. Видимо, в функции руководителя и основного композитора группы входило обеспечение подопечных подходящими песнями, которые помогали бы им проявить свои специализированные таланты, — «Le Sato» выполнен в духе демонстрации разнообразных стилистических возможностей. Начинается всё с размеренно тлеющего афробита «Gan Tche Kpo». Его размашистость может конкурировать лишь с той невероятно уверенной сдержанностью, с которой Orchestre Poly-Rythmo ведет неспешный, но бесконечно классный и плотный грув; пройдет десять из тринадцати минут хронометража композиции, прежде чем ансамбль позволит себе какое-то усиление суеты. Следом начинается «My Love», контрастно нежный и приятно пунктирный балладный номер. А дальше будет еще более внезапная штука — летучий и драйвовый соул «Gnonnou Ho», ритм которого перекидывает мостик куда-то к пластинкам, которые писали примерно в то же время в далеком Кёльне четыре хмурых немца и один дико бодрый японец, взявшие себе емкое название Can. Финальный же номер «Min E Wa…We Non Dou» своим затейливо выстроенным ритмом как будто хочет компенсировать «не особо африканскую» прямолинейность двух предыдущих композиций.

Важно отметить, что Клемен явно не случайно позирует на обложке именно с гитарой, а не с каким-то из других своих инструментов. Точный список распределения обязанностей между музыкантами на альбоме обнаружить не удалось, поэтому кто именно из группы солирует на «Le Sato» — Зунденьон, сам Клемен, или кто-то еще, — осталось неизвестным. Зато точно можно сказать, что этот гитарист творит на альбоме чудеса. Тут много сольной гитары, уверенно выходящей на авансцену и отправляющейся в почти психоделические путешествия; дуэт с солирующим электроорганом, занимающий львиную долю хронометража «Gnonnou Ho», только укрепляет сравнение. То есть участники Orchestre Poly-Rythmo выходят к слушателю с посылом: «Смотрите, как по-разному мы умеем» — и действительно демонстрируют невероятный жанровый и инструментальный диапазон. Получается такая пластинка, с которой будет интересно и знатокам группы, и тем, кто слышит ее впервые.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Сергей Мезенов

Журналист, музыкальный критик. Люблю музыку с первой кассеты Depeche Mode, записанной в 10 лет в студии звукозаписи в универмаге возле дома, пишу о ней всякое с 2004 года. Сейчас меня можно встретить в основном на Colta.ru, Makers of Siberia и в собственном паблике What Is That Sound.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии