On-Ly «Yurodivy» (La Sape, 2021) | Джазист | Рецензии

On-Ly
«Yurodivy»
(La Sape, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Австралийская неоджазовая сцена всё чаще обращает на себя внимание смелыми релизами. А мельбурнский лейбл La Sape — ее верный рупор и пристанище целой плеяды талантливых молодых музыкантов. На нем издаются коллектив GODTET (мы писали о его прошлогоднем альбоме), басист Хорейшио Луна, ударник Зигги Цайтгайст, JK Group и другие артисты, благодаря творчеству которых об австралийском фьючер-джазе в последние несколько лет говорят как о новом заметном явлении — осторожно добавляя эпитет «самобытный».

Из-под рук Джошуа Смелтинка, работающего под псевдонимом On-Ly, джаз действительно выходит донельзя самобытным. Альбом «Yurodivy», за название и обложку которого сразу же цепляется взгляд, навеян сюжетами русской истории и культуры, а своим главным вдохновителем автор называет композитора Шостаковича. Рисунок на обложке альбома принадлежит новозеландскому художнику и музыканту Кристоферу О’Доэрти, работающему под псевдонимом Reg Mombassa. Работа входит в серию «Великие лидеры мира» и называется «Снотсо, говорящая свинья». Забегая вперед, скажу, что, несмотря на странность затеи и ее реализации — абстрактная постджазовая сэмплоделика не очень-то вписывается даже в неформатные рамки La Sape, — запись получилась классная. И неважно, что выглядит она чуть наивно в своей попытке интерпретировать сложные сюжеты, в которых еще не до конца разобрались сами русские.

«Yurodivy» — альбом концептуальный. Отправной точкой для его создания стала книга музыковеда Соломона Волкова «Свидетельство», основанная на рассказах Шостаковича о своей жизни и творчестве. Именно в ней Джошуа Смелтинк прочел о юродивых — чисто русском религиозном явлении, не имеющем подобия ни в одной другой культуре мира, а также оставшемся без лексического аналога в каком-либо другом языке. Заинтересовавшись, он стал изучать феномен дальше. Волков пишет о том, что юродство стало для интеллектуальных оппозиционеров способом оставаться в безопасности, не вступая в конфликт с властью. Особенную популярность такое амплуа завоевало во времена правления Сталина. Известно, что Шостакович решил стать «новым юродивым», как и ленинградские ОБЭРИУты. Зощенко постоянно прятался за маской юродивого и оказал глубокое влияние на поведение Шостаковича и его манеру выражаться. В понимании австралийского музыканта юродство вполне могло бы прижиться и в новейшей истории России — как способ личности разговаривать с властью.

Матчастью Смелтинк владеет прекрасно — в русскую культуру он окунулся с головой. Среди произведений, повлиявших на него, он выделяет Струнный квартет №8 Шостаковича в исполнении Государственного квартета имени А. П. Бородина. Формально пьеса посвящена жертвам войны и фашизма, но, по мнению On-Ly, она в большей степени передает собственный трагический опыт Шостаковича по выживанию в реалиях сталинского режима. Идеи для альбома Смелтинк также черпал в поэзии Ахматовой и Мандельштама, гоголевском «Носе», советских мультфильмах по произведениям Маяковского, бесконечных новостных сюжетах о геополитике, в которых современную Россия подают в образе новой империи зла. Всё это, по словам музыканта, добавляло красок и штрихов к общей картине.

Практически все партии, кроме синтезаторов на одном из треков, на альбоме придумал и исполнил сам Смелтинк. Музыка на «Юродивом» настояна, с одной стороны, на иллбиенте («больном» эмбиенте — жанре электронной музыки, зародившемся в середине 90-х в Бруклине), IDM, хип-хопе, детройтском хаусе и его производных, а с другой — на джазе и классике.  Гулкий и грязный бит с прилипчивой синтезаторной мелодией в треке «Yurodstvo» заставляет вспомнить имена продюсеров Domu и Тэо Пэрриша, а короткая и мрачная трип-хоп-зарисовка «Narodnik», посвящение народническому происхождению Шостаковича, — диджея Краша и Flying Lotus. Эмбиентная вещь «Czar Scars» вырастает из дезориентирующего нойза в гипнотическую сэмплоделику с псевдобалалайкой à la russe. Это происходит внезапно, но эффект порождает ошеломительный. Пугающе гулкий звуковой калейдоскоп «Nose» вдохновлен гоголевским «Носом», точнее, оперой Шостаковича по повести Гоголя, которую в 30-х быстро сняли с репертуара и фактически запретили. Название еще одного нойзового скетча «MORYTY» отсылает, по задумке автора, к теме коллективизации и Голодомора. А трек «Bureaucratic Collectivism» можно считать мостиком к современности — здесь на пугающую бит-аритмию накладываются сэмплы из Шостаковича и фразы из интервью Евгении Альбац. Заканчивается альбом фортепианным соло «Meditation», исполненным в ключе джазового фьюжна. Автор ставит неожиданную точку, которая из наших времен вновь перебрасывает слушателя в СССР, к творчеству Вагифа Мустафа-заде.

«Юродивый наделен даром видеть и слышать то, что другим недоступно. Будучи единственным обличителем зла и несправедливости, он валяет дурака». Эти слова Соломона Волкова о Шостаковиче применимы и к альбому On-Ly — непонятно, то ли это серьезное глубокое высказывание, то ли абсолютное безумие. Во времена, когда джазовые музыканты, по сути, ограничивают свои политические высказывания тематикой BLM, посвящение русскому интеллектуальному искусству и его противостоянию с системой — уже что-то невероятное. А учитывая, в какой форме и с каким трепетным отношением к первоисточникам оно выполнено, «Yurodivy» можно считать вещью уникальной. Эту работу нужно воспринимать как нечто большее, чем просто музыкальную запись, — скорее как произведение, пытающееся выйти за рамки видов искусства, эксперимент, отражающий реальность более комплексно, чем просто через музыку.


Слушать на: Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии