OK:KO «Liesu» (We Jazz, 2022) | Джазист | Рецензии

OK:KO
«Liesu»
(We Jazz, 2022)

«Liesu» — это уже третий альбом молодого финского коллектива OK:KO, ведомого ударником Окко Саастамойненом, которого вполне можно назвать лицом нового поколения финского джаза. Ему, как и его музыкантам, еще нет тридцати, хотя у каждого из них уже достаточно как концертного, так и студийного опыта. В 2008 году он оказался на выступлении классиков финского клубного джаза The Five Corners Quintet — звездного коллектива, в котором в свое время участвовали Теппо Мякинен, Тимо Ласси, Анти Лойтонен, Юкка Эскола и другие музыканты, определявшие звучание сцены в нулевых и десятых (и продолжающие делать это по сей день, в том числе под крышей лейбла We Jazz). Для Окко Саастамойнена тот концерт стал поворотной точкой. Он поступил в Академию имени Сибелиуса в Хельсинки — главный музыкальный вуз Финляндии — и параллельно играл на ударных и вибрафоне в составе разнообразных проектов. А в 2017-м сформировал собственный квартет. Кроме самого Окко, в команде на басу играет его однофамилец Микаэль, известный по записям с фри-джазовым квартетом Superposition и саксофонисткой Линдой Фредрикссон. В состав OK:KO также входят саксофонист Ярно Тикка и пианист Тоомас Кески-Саннти.

Большую часть музыки, звучащей на новом альбоме, Окко Саастамойнен придумал еще во время первой ковидной весны. В то время он сбежал подальше из Хельсинки, в глухую финскую провинцию. По признанию автора, пластинка вдохновлена в первую очередь финскими пасторалями. Но, надо признать, при этом она напрочь лишена холодной нордической меланхолии. Как раз наоборот — музыка на «Liesu» полна тепла, оптимизма и жизни. То, что играют OK:KO, можно вполне назвать финской версией спиричуэл-джаза. Но только вместо Африки и Азии музыканты неожиданно черпают вдохновение в суровой северной реальности. Действительно, воспринимать музыку OK:KO лучше всего получается в контексте Финляндии; в некоторых композициях этот контекст спрятан, в некоторых он оказывается на поверхности.

Так, например, фолк-традиции создают хтоническое настроение в фантазийной композиции «Kirkkis», одной из главных удач альбома. Композиция открывается двухминутным соло на виолончели, одновременно пугающим и интригующим. Затем по очереди в повествование включаются ударные, фортепиано и саксофон. Медленно, но уверенно музыканты выводят слушателя из чащи дремучего финского леса в теплое и сверкающее огнями пространство джазового клуба, где звучит согревающий душу и тело бибоп. Минималистичный, располагающий к рефлексии и во многом близкий авангардной классике трек «Arvo» — очевидное посвящение эстонскому лесному отшельнику Арво Пярту. Сложная текстура этой вещи, сильно выделяющейся на фоне остального альбома, намекает на творчество композитора, ее вдохновившего. «Vanhatie» — еще один мощный и стремительный номер. Здесь на авансцене оказывается саксофон Ярно Тикка; его игру нельзя не сравнить с колтрейновской. В неспешной вещи «Rieju» саксофон также задает сюжетную линию, но в итоге уступает место размашистой фортепианной импровизации, которую поддерживает ритм-секция.     

Музыка OK:KO подкупает своей честностью и увлекает за собой. Она демонстрирует именно те качества, которыми замечателен новый финский джаз и работы, выходящие на We Jazz Records. На «Liesu» нет особенных откровений, но головокружительная энергия, напористый грув и необычный мелодический язык, на котором изъясняются музыканты, доставляют слушателю немало удивительных и трогательных моментов.


Слушать на Apple Music | Spotify | YouTube Music | VK Музыка | Bandcamp

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии