Выбор «Джазиста»: 15 лучших альбомов октября | Джазист | Рецензии

Выбор «Джазиста»:
15 лучших альбомов октября


LRK Trio
«Memory Moment»
(Losen Records /
Butman Music
Records)

Новый, четвертый по счету, альбом московской группы LRK Trio «Memory Moment» — главный российский джазовый альбом осени, а может, и года. При этом «‎главным»‎ его делает именно качество записи, а не уровень внимания или условный социальный резонанс, хотя вряд ли в России найдется еще один джазовый коллектив, чей альбом в день премьеры прозвучит на радио и будет разобран до деталей в рецензиях и интервью. Творческий метод LRK Trio — пособие по тому, как создавать «‎новую импровизационную музыку» (англоязычный эквивалент — modern creative). Импровизация здесь понимается как способ сочинительства путем коллективного поиска и отработки возникающих в процессе «‎музыкального брейншторминга»‎ новых идей. Так, например, как бы впроброс предложенные Антоном Ревнюком басовые партии после переосмысления стали центральной осью альбома («If» — «To» — «Return»). При этом в студию группа приходит уже с написанным материалом и не допускает отклонений. В этом плане LRK Trio — педанты, для которых импровизация — это свобода творческого процесса, но никак не хаос внезапных случайностей. При этом, слушая зрелый и записанный на топ-уровне альбом, не стоит забывать, что группа создавала, продюсировала и финансировала его своими силами. В условиях незрелой российской джазовой инфраструктуры LRK Trio решили полагаться только на самих себя и достигли мирового уровня. Теперь настал наш, слушательский, черед запечатлеть этот восхитительный момент в своей памяти.

Александр Аношин

Joel Ross
«Who Are You?»
(Blue Note)

25-летний вибрафонист Джоэл Росс за последние три года — с момента ярких проблесков у Маркиза Хилла и Макайи Маккрейвена — превратился в центральную фигуру американского нео-мейнстрима. Прошлогодний дебютный альбом Росса «Kingmaker» отчетливо обозначил его лидерские способности, новая же пластинка «Who Are You?» записана на поднебесном уровне мастерства. Развитие альбома происходит по неожиданной траектории: в медленной и текучей первой части мелодические очертания композиций подчеркнуто размыты, ритмическая структура аморфна. Однако уже к середине звучание становится жестче, добавляется грув, на смену импровизационным поискам приходит разветвленная, но в то же время ясно слышимая композиционная структура. При этом на «Who Are You?» как в импровизационных, так и в композиционных отрезках группа сознательно отходит от «‎лидерских» соло в сторону инструментального многозвучия. Слушателю предлагается следить сразу за несколькими сюжетными линиями, которые одновременно развивает каждый из участников. Тем самым, несмотря на кажущуюся сложность, Росс «‎втягивает» слушателя в звуковое пространство альбома и делает как бы соучастником происходящего. «Who Are You?» относится к той категории альбомов, чья красота не спешит открыться сразу: ее постижение требует внимания и усидчивости. Однако, спешу заверить, усилия эти окупятся сторицей.

А. А.

Mary Halvorson’s
Code Girl
«Artlessly Falling»
(Firehouse 12 Records)

Первый, именной альбом Code Girl 2018 года был для Мэри Халворсон своего рода экспериментом: впервые за свою более чем пятнадцатилетнюю карьеру она написала настоящие песни — и музыку, и тексты, — а также собрала для записи полноценную группу из пяти человек. В Code Girl образца 2018-го вошли Амирта Кидамби (вокал), Эмброуз Акинмусири (труба), Майкл Форманек (бас) и Томас Фудживара (ударные). Альбом был тепло встречен критиками и слушателями, джазовый мир заходился в восторге по поводу новой, песенной ипостаси Халворсон. Да и самой гитаристке новое амплуа, кажется, пришлось по душе. Поэтому логично, что Code Girl стал одним из ее постоянных больших проектов. На этот раз группа обошлась без Акинмусири, зато звучание коллектива усилили тенор-саксофон и вокал Марии Гранд, труба Адама О’Фаррилла и — великолепный подарок слушателю! — вокал Роберта Уайатта, патриарха прогрессив-рока и джазовой музыки. Его можно услышать в треках «The Lemon Trees», «Walls And Roses» и «Bigger Flames». В «Artlessly Falling» Халворсон одновременно заходит на территорию поэзии и политики. Например, в «Muzzling Unwashed» она обыгрывает типичные для итальянской вилланеллы (деревенской песни) повторы, а «Last-Minute Smears» отсылает к выступлению судьи Бретта Кэвано в Конгрессе. И надо сказать, что Халворсон идеально соблюдает баланс: на протяжении всего альбома ни на секунду не создается впечатления, что тот или иной момент, ход, строчка тут излишни или неуместны. Музыка рифмуется с вербализованными мыслями, а текст подчеркивает изящность композиционных решений. «Artlessly Falling» слушается настолько легко, что кажется бесхитростным, тем более что записан он и правда без особых украшательств. Но ведь в простоте часто скрывается подлинное мастерство, не так ли?

Кристина Сарханянц

Ben Wendel
«High Heart»
(Edition Records)

Пятый сольный альбом саксофониста и композитора Бена Уэндела «High Heart» вышел 30 октября, за полторы недели собрал восторженную прессу и обновил личный рекорд Уэндела по количеству прослушиваний (100000+, что для джаза — победа). Для тех, кто следит за Уэнделом давно, такой успех не стал неожиданностью. Хотя «High Heart» сложно назвать концептуальным альбомом, в нем присутствует единая смысловая линия: Уэндел «рассказывает», как джазовому музыканту (а шире — человеку) не потеряться в технократичном мире, сохранить душевную чуткость. Название и музыкальная интонация каждой композиции отражают переживания и изменение эмоционального состояния лирического героя. Например, в первом воздушном номере «High Heart» говорится о стремлении выразить себя через перманентное создание нового контента, к середине альбома появляется усталость от переизбытка информации (см. раздраженную «Drawn Away»), но в конце возникает ощущение спокойного принятия, выраженное в эмбиент-джазовой медитации «Traveller». Обложка с сердцем (рисунок сделал пятилетний сын дизайнера лейбла Edition Оли Бентли) тоже отражает замысел альбома. Неслучайно каждый из тысячи конвертов винилового тиража напечатали вручную так, чтобы принт в точности не повторялся. Музыкальную драматургию Уэндел также развернул вокруг взаимодействия технологичного и рукотворного. Для создания контрастной ритмической ткани в пару к «‎прогрессивному»  барабанщику Нэйту Вуду Уэндел пригласил контрабасиста Джо Сандерса, знающего толк в джазовой традиции. По такому же принципу Уэндел собрал и группу клавишных: пианисты Шай Маэстро и Джеральд Клэйтон соединяют мелодические линии акустического и электромеханического Rhodes-пиано. Наконец, главной «‎фишкой» альбома стал выбор феноменального вокалиста Майкла Майо, чей голос превратился в еще один «‎живой инструмент», действующий на контрасте с препарированным эффектами саксофоном Уэндела. Чередуя модерн-джазовую лирику и жесткую ритмику нео-фьюжна, эмбиентные абстракции и мелодическую выразительность нью-кула, Уэндел не разрушает себя, а наоборот, выходит на новый уровень мастерства. Скажем прямо, почти совершенный.

А. А.

Luke Stewart
«Luke Stewart Exposure Quintet»
(Astral Spirits)

Контрабасист Люк Стюарт детство провел в Миссисипи, юность — в Вашингтоне, музыкальных институтов не кончал и в джазовый топ ворвался, что называется, с улицы. Отсюда и вольное отношение к репертуару: монотонного ремесленничества Стюарт себе не позволяет, зато в охотку участвует в андеграундных проектах и подпольных авангардных хэппенингах. Как раз из двух таких сессий, организованных в 2018 году Дэйвом Ремписом, а годом позже — Кеном Вандермарком, и сложился материал альбома «Luke Stewart Exposure Quartet». Состав Стюарт собрал ядерный: Кен Вандермарк и Эдвард Уилкерсон (духовые), Джим Бейкер (фортепиано) и Авриэйл Ра (барабаны). По мере развития пластинка последовательно проходит стадии постбопа со спиритическим уклоном («Awakening the Masters»), развинченного фри-джаза («Brown and Gray») с недвусмыcленными даже по названию отсылками к классике Коулмана и Колтрейна и, наконец, погружается в 45-минутный транс свободной импровизации («Harp and Concrete Silhouette, Pts. I & II» и «The Scene»). При этом в каждом моменте квинтет звучит сыгранно и убедительно, а сам Стюарт показывает, что может не только качать грув, но и искусно плести едва осязаемые импровизационные нити.

А. А.

Speedball Trio
«Speedball Trio»
(Gusstaff)

Speedball Trio — это Антон Пономарев (саксофон), Хассан Мустафин (бас-гитара) и Сергей Болотин (барабаны). Играют низкобюджетный ноу-джаз-кор, оправдывающий существование ручек громкости. Дебютная одноименная пластинка вышла на польском лейбле Gustaff Records, состоит из семи коротких, яростных композиций и длится полчаса. Ассоциации с другими проектами участников трио — колючим «Бромом», анархистким «Сольвычегодском» и сокрушительными «Уссами» неизбежны, но всё-таки Speedball Trio — самостоятельное явление, отличающееся собранностью звучания и умением не размениваться по мелочам. Это не значит, что в лаконичной формуле «нарубить и замесить» нет места стилю и технике: например, «Mandarin Subway» и «Owl Poke» — шедевры искушенного бешенства. Впрочем, любимая моя композиция на альбоме — тягучая психодел-блюзовая «Granate Skin» — выбивается из общего ураганного ряда и длится восемь минут. Вот такую невыносимо душную красоту могли создать только отъявленные негодяи, цены которым нет.

А. А.

Rick Simpson
«Everything All of the
Time: Kid A Revisited»
(Whirlwind)

Переиграть «Kid A» силами джазового квинтета пианист и композитор Рик Симпсон придумал еще в начале 2019-го — в рамках концерта для клуба Vortex, первого в серии «кавер-вечеров популярных исполнителей». С помощью такой меры менеджмент клуба решил привлечь новую аудиторию. Тактика сработала: площадка трещала по швам, и вместо разогрева публика в кромешной темноте слушала исходный альбом от начала до конца. А к его юбилею пианист с подельниками (тенор- и баритон-саксофон, ударные, контрабас) сняли студию и за пять часов «состряпали» из лайва альбом. Вся затея звучит как страшная пошлость, правда? До тех пор, пока не услышишь музыку. Это та самая легкая, летящая импровизация, которая действительно вдыхает новую жизнь в заслушанную до дыр пластинку и добавляет ей новых измерений. Здесь есть отрешенная прохлада нью-кула («How to Disappear Completely»), почти интимная чувственность («Treefingers»), взрывная энергетика («Idioteque», лучшая вещь на альбоме) — когда еще чуть-чуть и, кажется, фортепиано под пальцами Симпсона разлетится на щепки. Чего в ней почти нет, так это… самих Radiohead. Симпсон пользуется исходными мелодиями не как навигатором, а как отправной точкой к свободному творчеству. Он отталкивается от общей атмосферы и как будто перепридумывает композиции заново, лишь изредка сверяясь с оригиналом. От некоторых песен здесь осталось буквально по два-три аккорда. Где-то вольностей меньше, но каждый музыкант явно играет не «положенную» ему тему, а мысли на нее. В этом и прелесть альбома. Рик Симпсон не пытается обыграть классиков на джазовый лад, а будто бы сам с ними играет в классики. И пусть не выигрывает, зато явно получает удовольствие.

Наталья Югринова

Lionel Loueke
«HH»
(Edition Records)

Новый альбом бенинского гитариста Лионеля Луэке «HH» — дань уважения его учителю и наставнику, пианисту Херби Хэнкоку. Когда появился первый тизер пластинки и стало ясно, на что замахивается Луэке, первой мыслью было: не осилит. Несмотря на огромный разброс жанров, каждая композиция Хэнкока — цельное полотно, которое трудно представить в «упрощенном» переложении для гитары соло. А ведь Луэке решил пройтись ни много ни мало по основным вехам разномастной дискографии Хэнкока — от первых соул-джазовых опытов («Driftin’») и модальных красот 60-х («Dolphin Dance»«Speak Like a Child») до джаз-фанка 70-х («Watermelon Man»«Actual Proof») и уличного хип-хопа 80-х («Rockit»). Но, слушая альбом, сразу понимаешь: Луэке не просто осилил материал, а поднял его на новый уровень. Дело даже не в технике. Конечно, Луэке — сам себе оркестр. Его игра звучит обманчиво просто, но немногие гитаристы способны так глубоко внедриться в гармонию, не потерять мелодию и при этом непрерывно обозначать ритм перкуссионными эффектами. Вдобавок приправляя всё это вокалом и щелчками, заимствованными из южноафриканского языка коса. Важнее другое: музыка Хэнкока, кажется, еще никогда не звучала так сердечно.

Лев Боровков

Sergey Dolzhenkov
Quintet
«Rebirth»
(Butman Music
Records)

Новый альбом Сергея Долженкова можно смело отправить в Палату мер и весов как эталон фьюжна. Пластинка получилась не только богатой по содержанию, но и очень цельной. Здесь идеально соблюден баланс между зубодробительным джаз-роком («Fatso»), скоростными боевиками («Keep Moving»), оригинальным подходом к джазовым 60-м («Witch Hunt» и «Speak No Evil» Уэйна Шортера, «Little Sunflower» Фредди Хаббарда), мужественными балладами («The Image of You») и лоском кроссовер-джаза («T-Bone Sound»). То, что альбом слушается на одном дыхании и не тонет в жанровых клише, — общая заслуга квинтета. Тут, можно сказать, все звезды сошлись: басист Антон Давидянц и барабанщик Александр Кульков обеспечивают мощный грув, а мягкие клавиши Вячеслава Быстрова удерживают Долженкова и гитариста Евгения Побожего от окончательного вылета в стратосферу. Сам же лидер — музыкант, каких поискать. Он одинаково убедителен и в напористых номерах, и в балладах, а местами его тромбон звучит и вовсе как целая духовая секция.

Л. Б.

Sun Ra Arkestra
«Swirling»
(Strut)

Человек неуемной творческой энергии, Сан Ра оставил после себя колоссальную дискографию (больше сотни альбомов) и массу набросков будущих песен. Его сподвижник саксофонист Маршалл Аллен, ставший бессменным заведующим Sun Ra Arkestra в 1995 году, мало чем уступает лидеру в продуктивности и пишет в ритме «новая песня каждый день». Поэтому неудивительно, что в новый альбом оркестра, первую его запись за 20 лет, материала впихнули под завязку. Это полуторачасовой исполин, но по-настоящему новая композиция на нем всего одна — написанная Алленом заглавная «Swirling», от буйного псевдочикагского свинга которой натурально начинает кружиться голова. Все остальное собрано в соответствии с форматом «лучшее, любимое и только для вас»: песни Сан Ра разных лет в новых аранжировках, от безусловных хитов вроде «Rocket No. 9» и «Satellites Are Spinning» до менее известных, но все равно регулярно исполняемых на концертах «Unmask the Batman» и «Queer Notions». Альбом «Swirling» устроен скорее как благообразная хрестоматия: он дает прекрасное представление о стилевом многообразии творчества Sun Ra, но лишен градуса безумия и непредсказуемости, которым изобиловали оригиналы. Хорошая иллюстрация этой мысли — песня «Rocket No. 9», которая звучит медленнее, стройнее и чище своей первоначальной версии. Если раньше за инопланетное сумасбродство отвечали запинающиеся через шаг духовые, странные трещотки, пищалки и бормочущий хор голосов, то теперь ведущая роль отведена клавишным — и они заметно «заземляют» космический полет. Похожая вещь происходит с «Astro Black». Когда-то композиция быстро превращалась в расхристанную какофонию всего оркестра, а теперь она звучит лаконично, даже неожиданно строго. «Инструментов» всего два: великолепный, густейший вокал скрипачки Тары Миддлтон и странные электронные звучки, напоминающие сигналы с космических кораблей, потерпевших крушение. А вот кораблю Sun Ra Arkestra, кажется, крушение не грозит. Пусть на «Swirling» нет передовой мысли и безбашенного азарта, зато альбом демонстрирует бойкую форму коллектива (нынешнему предводителю которого, на минуточку, исполнилось 96 лет) и никуда не девшийся грув межгалактических масштабов. Да, самого Сан Ра не вернуть, но дух его по-прежнему жив — и, похоже, посылает наставления своему оркестру прямиком с Сатурна, куда его однажды еще при жизни якобы похитили пришельцы. Вот и верь теперь физикам, которые говорят, что звук в космосе не распространяется.

Н. Ю.

Aik Grigoryan
«‎Puzzle»
(Self-Released)

По качеству материала, мастерству музыкантов и уровню записи «‎Puzzle» — пластинка мирового класса. Здесь находится место выразительным мелодиям («‎Fireplace»), ярким импровизациям, тонкому балансу между «‎горячими» номерами и балладной лирикой (плавящая воздух заглавная композиция и мягкая «‎Jarasum»), лихими ритмическими переходами (с постбопа в фанковый кач в «‎Night Trip», переходящий в ураганное барабанное соло в финале) и, наконец, интеллигентной — даже в моменты пикового накала страстей — подачей. В каждой из семи оригинальных композиций трубач Айк Григорян вместе с блистательным бэндом (Артур Григорян и Давид Мелконян — альт-саксофоны, Манук Казарян — фортепиано, Артем Баскаков — контрабас, Карен Кочарян и Вартан Бабаян — барабаны) играет так умно, трепетно и страстно, что встает в один ряд с признанными корифеями жанра — Алексом Сипягиным, Томом Харреллом или, например, Джереми Пелтом. Помимо того, что записанный в московской студии CineLab альбом дарит чувство гордости — и мейнстрим, оказывается, можем — названием и дизайном обложки (с винтовой «‎бесконечной» линией) он настраивает на философский оптимизм: какими бы сложными ни казались обстоятельства, жизнь продолжается, пазл рано или поздно сложится, и всё вернется на круги своя.

А. А.

Ron Miles
«‎Rainbow Sign»
(Blue Note)

Композитор и корнетист Рон Майлз вместе со звездным составом (Джейсон Моран — фортепиано, Билл Фризелл — гитара, Томас Морган — контрабас, Брайан Блэйд — барабаны) записал альбом акустического постбопа с почтением к традиции, но вместе с тем с техническими изысками. А главное, это просто красивая музыка. Как говорится, highly recommended.

А. А.

Билл Фризелл и Томас Морган в этом году уже достигли совершенства на альбоме «Valentine» (Blue Note) в трио с барабанщиком Руди Ройстоном. На этот раз они стали частью увеличенного звездного состава, который не дает осечек. Несмотря на внешнюю ровность, местами это альбом-обманка: долгая, сложная постбоповая тема может, например, внезапно смениться несколькими тактами прямолинейного блюза, чтобы затем вновь раствориться в непредсказуемости и абстракции. Великолепная работа.

Л. Б.

Josh Johnson
«‎Freedom Exercise»
(Northern Spy)

Уроженец Чикаго, саксофонист Джош Джонсон (теперь живет в ЛА) поиграл с Макайей Маккрейвеном, Джеффом Паркером и Chicago Underground Quartet, а теперь сам записал пластинку занимательного постфьюжна (простите за условность термина). Впрочем, круче всех в бэнде Джонсона не он сам, а басистка Анна Баттерсс, из-за игры которой пластинку упускать из виду не стоит.

А. А.

Goat’s Notes
«Machine»
(FANCYMUSIC)

Steph Richards
«Supersense»
(Northern Spy)

Плейлист с лучшими композициями октября можно послушать здесь:

Apple Music | Яндекс.Музыка

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии