Nate Smith «Kinfolk 2: See the Birds» (Edition, 2021) | Джазист | Рецензии

Nate Smith
«Kinfolk 2: See the Birds»
(Edition, 2021)

Помните автобиографическую трилогию Льва Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»? Над аналогичной трилогией, только не литературной, а музыкальной, работает сейчас американский ударник, композитор и продюсер, трехкратный номинант «Грэмми» Нейт Смит. В 2017 году Нейт выпустил альбом «Kinfolk: Postcards From Everywhere», посвященный музыке своего детства. Кстати, именно он принес Смиту одну из номинаций на «Грэмми». И вот четыре года спустя Нейт Смит представляет свою новую работу, посвященную, соответственно, отрочеству, — «Kinfolk 2: See the Birds».

Какую же музыку слушал темнокожий тинейджер Нейт в своем родном Чесапике, штат Вирджиния? Родился он в 1974-м, так что речь идет о второй половине 80-х и начале 90-х годов. Ответ тут достаточно предсказуем: модную музыку тех лет — Майкла Джексона, Принса, Стинга, группы движения Black Rock Coalition (Living Colour, Fishbone и так далее). Как видите, джазом он в те годы не особенно интересовался. Это пришло уже позже, когда барабанщик Смит приобрел иной опыт и ощутил вкус к иной музыке в ансамблях басиста Дэйва Холланда, саксофониста Криса Поттера, трубача Алекса Сипягина. Атмосферу времен своего отрочества Нейт скрупулезно воспроизводит в десяти собственных композициях нового альбома, а также в вошедшем в его программу кавере Стинга «I Burn for You».

Результат? Поначалу кажется, что ты слушаешь всё что угодно, но не джаз. Тут и неосоул, и хип-хоп, и ритм-энд-блюз, и такое впечатление особенно усиливают многочисленные вокалисты — гости проекта — в песнях с текстом, в чтении рэпа, в бессловесных вокализах. Кстати, Смит пригласил поучаствовать в записи трека «Rambo: The Vigilante» и одного из своих кумиров тех лет, гитариста Вернона Рида, основателя Black Rock Coalition. В другой композиции, «Don’t Let Me Get Away», у него играет еще и струнный квартет, а в «Collision» небольшое соло исполняет известная скрипачка Реджина Картер. В общем, картина пестрая. И когда начинаешь немного ориентироваться в этой пестроте, то «прозреваешь»: да, это, понятно, не классический мейнстрим-джаз (тем более не авангард), но джаз здесь есть, он растворен в музыке альбома, как щепотка соли в супе — и без него блюдо явно потеряло бы во вкусовых качествах. Во всяком случае, его обсуждали бы на другом, не джазовом сайте. Остро, разнообразно, с почти фанковым напором играет сам Нейт Смит. От него не отстает коллега по ритм-группе, басист Фима Эфрон (присутствие в проекте Нейта этого музыканта, ранее знакомого по неоклезмерской команде Hasidic New Wave, стало для меня неожиданным сюрпризом). Наконец, сольным репликам саксофониста Джалила Шоу (особенно в «Square Wheel» и «Rambo: The Vigilante») не откажет в «джазовости» самый строгий критик.

Так что в случае с «Kinfolk 2: See the Birds», где Нейт вспоминает свои тинейджерские годы, мы имеем дело с типичным кроссовер-проектом. Это логично. Тем же, кто хотел бы услышать больше джаза, думаю, стоит дождаться заключительного альбома трилогии: там Нейт Смит доберется до «Юности».


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии