Myra Melford's Fire and Water Quintet «For the Love of Fire and Water» (RogueArt, 2022) | Джазист |

Myra Melford’s Fire and Water Quintet
«For the Love of Fire
and Water»
(RogueArt, 2022)

Рояль, виолончель, электрогитара, саксофон, ударные — таков состав женского квинтета под предводительством пианистки Майры Мелфорд. Коллектив звучит камерно и аккуратно, как и подобает эстетике нового джаза на стыке импровизационной музыки и деликатной композиции, когда уже и не разберешь, что осталось от джаза, а где главенствует академическая составляющая. Для исполнения подобной музыки нужны разбирающиеся в разных контекстах люди, и Майра собрала ярких звезд американской импровизационной музыки, про которых едва ли что-то нужно рассказывать. Это дрим-тим: Томека Рид, Мэри Халворсон, Ингрид Лауброк, Сьюзи Ибарра. Все они хорошо известны и как бэнд-лидеры, и как сессионные музыкантки с огромным опытом. Все играли с Майрой раньше, но впервые встретились впятером на одном из вечеров в нью-йоркском клубе The Stone пару лет назад, где в ту неделю программу курировала сама Мелфорд.

Идея альбома вдохновлена серией картин «Gaeta Set (For the Love of Fire & Water)» художника Сая Твомбли. Это абстрактные работы с простыми линиями в «дышащем» пространстве с пустотами. В них определенно заложена энергия, но она завуалирована кажущейся простотой исполнения. Подобная кажущаяся незамысловатость присуща в той или иной мере и каждой отдельно взятой композиции на альбоме Мелфорд.

44-минутная работа поделена на 10 частей. Стилистически мы услышим свободную импровизацию, ритмические построения с долей искривленных размеров, абстрактные текстурные фрагменты, фри-джаз, негромкую сонористику — обязательный набор для нового джаза. Однако не так часто удается собрать все эти элементы в единый посыл. Мелфорд с такой задачей справляется, и альбом необходимо воспринимать именно целиком, выстраивая связи между композициями.

Опасность, что впечатление разделится на мелкие кусочки, может привести к избыточной концентрации на мелочах, которых тут множество, — они могут отвлечь от целого. Взять хотя бы узнаваемую манеру игры с педалью дилэя у Халворсон: она легко оттягивает на себя внимание этим нехитрым (но эффектным) приемом, и становится легко потерять нить музыки Мелфорд. Или же увлечешься перекличкой Лауброк и Рид, которые то и дело норовят добавить побольше мелких мазков в звуковую картину. Или же Ибарра начинает выдавать различные красоты на перкуссии и ударных. Сама Мелфорд может играть и хрупкие пассажи, и резкие фразы в духе Сесила Тейлора. Тут есть что послушать, но не стоит отвлекаться на частное в ущерб целому. Это роднит альбом с картинами Твомбли: каждая из них любопытна сама по себе, но только всей серией проникаешься полностью.


Купить альбом: RogueArt | Amazon

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии