David Murray, Fred Hopkins, Stanley Crouch "Live at the Peace Church" (Danola, 1991) | Джазист | Рецензии

David Murray,
Fred Hopkins,
Stanley Crouch
“Live at the Peace Church”
(Danola, 1991)

16 сентября 2020 года в возрасте 74 лет скончался Стэнли Крауч. Его знают как апологета традиционного джаза и чуть ли не лучшего друга трубача Уинтона Марсалиса, главного джазового консерватора. Таково было и моё представление о нём, изменившееся буквально на днях. 

Один из зарубежных друзей-музыкантов поделился у себя на странице в соцсети этим альбомом, записанном в 1976 году, но пролежавшим на полке 25 лет. Крауч играет здесь на ударных в компании ещё совсем молодого саксофониста Дэвида Мюррея и контрабасиста Фреда Хопкинса. Я удивился и не сразу поверил в это. Однако после небольшого поиска оказалось, что в 70-х Крауч был довольно активным музыкантом, игравшим фри-джаз и устраивающим концерты, участвовал в движениях чёрных националистов. К 1980 году оба эти увлечения были заброшены, и Стэнли начал рьяно пропагандировать традиции джаза, что и привело его к тому статусу и влиянию, о которых мы наслышаны.

Впрочем, лучше о музыке: альбом классный. Это образец великолепного американского фри-джаза эпохи лофтов 70-х. К слову, Дэвид и Стэнли как раз и жили в таком лофте вместе, когда переехали в Нью-Йорк. Молодой Мюррей — один из немногих саксофонистов того времени, который не пошёл по пути Колтрейна, а развивал наследие блюзовой игры, обогащая ее свободой. В 1976 году его манера ещё не оформилась и была сыроватой, хотя технически он уже играл отменно. Фред Хопкинс, которого вполне можно назвать легендой, — один из участников известного трио Air. Мне же он вспоминается по работам с Петером Брётцманном в 90-е и с Джоном Картером в 80-е.

Трио звучит максимально честно, и это подкупает с первых секунд. Энергия молодых людей буквально вырывается из акустических систем, неся в себе ту самую ауру свободы лофтового фри-джаза. Крауч едва ли звучит особенно и, скорее, копирует манеру фри-джазовых ударников 60-х, но он безусловно был очень погружён в эту эстетику. Позже он скажет, что считал себя плохим барабанщиком, который не умел играть традиционную музыку и мейнстрим. Но нужно ли научиться играть их до погружения в авангардные и экспериментальные направления? Куда дальше двигаться в свободной музыке после подражания любимым образцам? Как найти собственное лицо? Подобными вопросами мы, музыканты, задаёмся по сей день. И если Крауч радикально завязал с этой практикой, переключившись на традицию и став критиком, то Мюррэй и Хопкинс копали и копают вглубь фри-джаза, находя там всё новые и новые грани.

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии