Джазовый гид по фестивалю Moscow Music Week 2021 | Джазист | События

Джазовый гид по фестивалю
Moscow Music Week 2021

От других фестивалей Moscow Music Week отличается и форматом, и подходом к составлению программы. Многочисленные сцены здесь не сконцентрированы в одной точке, а наоборот, разбросаны по городу. Точнее сказать, сценами фестиваля на эти четыре дня становятся городские клубы — начиная с «Дома» и «Китайского летчика Джао Да», заканчивая площадками пространства «Авиатор». Среди выступающих, за редкими исключениями, нет записных хедлайнеров из числа состоявшихся звезд. MMW — это смотр достижений отечественной независимой сцены и музыкантов из категории «up-and-coming», то бишь молодых и перспективных. В этом смысле он приходится ближайшим родственником британскому The Great Escape или эстонскому Tallinn Music Week. Изучив лайнап фестиваля, Ник Завриев выбрал тех участников, чьи выступления будут наиболее интересны читателям «Джазиста».

Kugo-Yeya
(шоукейс «Открытие» MMW 2021, Aglomerat, 1 сентября)

Трио в составе ударные — гитара — электроника примечательно довольно замысловатым звучанием, в котором от джаза унаследованы не столько конкретные музыкальные ходы, сколько подход. Его характерные приемы — это сложные ритмические рисунки, небанальные гармонии и полная непредсказуемость в развитии композиции. Помимо джаза в ДНК у «Куго-Ея» есть и брейкбит, и прогрессивный рок, и психоделия, так что сравнения приходят на ум самые разные — от норвежцев Xploding Plastix и австрийца Dorian Concept (когда он выступает с живой группой) до питомцев британского лейбла Gondwana вроде ставших в последнее время чрезвычайно модными GoGo Penguin. 

Baritone Domination
(шоукейс «Dark Jazz», WIP, 2 сентября)

Основа трио — диалог двух баритон-саксофонов, один из которых (Сегрей Храмцевич, известный по ансамблю RIG и множеству других проектов) играет в напористой новоджазовой манере, а другой (Александр Сереченко, он же Solo Operator) на ходу сэмплируется, режется на петли, обрабатывается и укладывается слоями. Как-то так мог бы звучать воображаемый джем Кена Вандермарка с Бендиком Гиске. Дополняют картину экспрессивные ударные Петра Отоцкого (Ototsky Quartet, Drumazhur и так далее). В результате на выходе мы имеем музыку плотную и динамичную, построенную на единстве порядка и хаоса. 

Александр Сереченко и Оксана Григорьева
(шоукейс «Рихтерфест», WIP, 4 сентября)

Обязательная часть хорошего фестиваля — артисты, играющие по несколько раз в разных ипостасях. Александр Сереченко — как раз из этой категории. Спустя два дня после концерта в составе Baritone Domination он возвращается на сцену всё того же WIP и играет дуэтом с примой московской импров-сцены барабанщицей Оксаной Григорьевой («Бром», RIG, Drumazhur и еще множество проектов). Тут, скорее всего, крен будет уже не во фри-джазовую, а в экспериментально-шумовую сторону, но уверенности, понятное дело, нет никакой.

Imaginary Friends Orchestra
(шоукейс «Dark Jazz», WIP, 2 сентября)

В 90-е музыку «Оркестра воображаемых друзей» наверняка называли бы трип-хопом. В ней присутствуют неторопливый хип-хоповый ритм (пусть и не в виде сэмплов, а в виде живых ударных), контрабас, клавиши и море меланхолии. Разве что вокала нет, вместо голоса солируют саксофон и кларнет. Да и ассоциации все откуда-то из тех времен — тут вам и Red Snapper в их наиболее хмуром и медленном варианте, и диджей Краш с Тошинори Кондо, и Funki Porcini. Но всё же в музыке IFO меньше электроники и больше джаза — одним из своих корней ансамбль уходит напрямую в 50-е, куда-то к саундтреку Майлза Дэвиса к фильму «Лифт на эшафот».

DYW
(шоукейс «Dark Jazz», WIP, 2 сентября)

Московское трио называет собственную музыку фьючер-джазом. Однако если понимать под этим более или менее устоявшимся термином сочетание джаза с ритмами клубной электроники вроде броукен-бита или драм-н-бейса, то звучат DYW несколько иначе. Скорее их стилистика — это сильно утяжеленный и замедленный джаз-фанк с примесью даба и спейс-рока. Бас выводит тяжеловесные риффы, да и саксофон подчеркнуто немногословен и тяготеет к повторам и такой же риффовой манере. Как-то так могли бы звучать The Comet Is Coming, сыгранные на 33 оборота вместо 45-ти.

Amwut
(шоукейс «Рихтерфест», WIP, 4 сентября)

Дуэт Amwut в составе Владимира Родина (ударные, электроника, на фото слева) и Юры Ланкина (труба, эффекты) тоже вполне можно было бы записать в адепты дарк-джаза, хотя звучат они совсем иначе. Если бы солирующим инструментом у них была гитара, Amwut легко можно было бы зачислить в построк, но их основной голос — труба. Еще одна ассоциация — постапокалиптический даб, с которым Amwut роднят как минимум монотонность и обилие эха. Если концентрированный мрак и ужас — это близкая вам субстанция, не проходите мимо.

«Зной»
(шоукейс лейбла «Сквозь», бар «Успех», 2 сентября)

Причисляет себя к дарк-джазу и группа «Зной», играющая в тот же день в баре «Успех». Проверить, насколько точна эта самоидентификация, пока невозможно: в багаже коллектива нет ни одной записи. Да и вообще, что именно считать за дарк-джаз, по правде говоря, никто до конца не понимает. Но в качестве референса у себя в сообществе музыканты выкладывают трек проекта Mammal Hands, клиентов упомянутого выше лейбла Gondwana Records, — и это вселяет оптимизм.

«ЛА»
(шоукейс «Рихтерфест», WIP, 4 сентября)

«Нет записей, но должно быть любопытно», — случай на Moscow Music Week далеко не единичный. Дуэт «ЛА» интересен уже хотя бы тем, что его участники делают порознь. Евгений Вороновский (Cisfinitum, «Оцепеневшие», «НЭМО», Netral и так далее; на фото слева) за двадцать с лишним лет успел поиграть самое разное — от минимал-вейва и экспериментального техно до нойза, но известен в первую очередь благодаря эмбиенту и всякого рода постиндустриальному звучанию. Дмитрий эль-Демердаши — свежеиспеченный клиент немецкого лейбла Denovali, также известный по проекту Mansur, где сотрудничает с голландцем Джейсоном Кёненом (Bong‐Rа, The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble, The Mount Fuji Doomjazz Corporation). В «ЛА» Дмитрий играет на сазе и уде, так что нас скорее всего ждут приправленные электроникой вариации на тему Ближнего Востока.

scd
(шоукейс «Рихтерфест», WIP, 4 сентября)

Еще один совсем молодой коллектив, на который стоит обратить внимание. Группа scd играет экспериментальный джаз-рок — ну, или электрический фри-джаз — с солирующим саксофоном и эпизодическими рейдами в сторону восточных мотивов. Что-то в них есть от раннего «Брома», но с поправкой на то, что scd всё же не делают ставку на напор, драйв и плотность — в их музыке всегда остается много свободного пространства.

«Суперкульт»
(шоукейс лейбла «Ниша», пространство «Авиатор», 3 сентября)

Музыка группы «Суперкульт» уходит корнями в Нью-Йорк конца 70-х – начала 80-х. Самый подходящий для этого коллектива жанровый тег — no wave, то есть энергичная и несколько сумбурная смесь постпанка, авант-рока и джаза. Важная особенность «Суперкульта» в том, что они еще и поют, точнее, больше мелодекламируют, что сразу же добавляет им изрядную дозу русской хтони. Тут уже в пору вспоминать «Звуки Му» и прочий неформальный рок времен позднего СССР.

Settlers
(шоукейс «AWAZ», Aglomerat, 3 сентября)

Шоукейс казанского фестиваля AWAZ выглядит чуть ли не самым насыщенным и самым разнообразным из всей программы Moscow Music Week. Его генеральной линией можно назвать вариации на темы музыки народов России, и за джазовую их трансформацию тут отвечает питерская группа Settlers. На джаз-роковую основу музыканты нанизывают русское фольклорное пение. Причем прислушиваться здесь стоит не столько к вокалу — он и так привлекает внимание первым делом, — а к сложным, практически «проговым» аранжировкам. Обычно всевозможные фолк-гибриды имеют склонность быстро превращаться в лубок, но Settlers эта беда совершенно не свойственна.


Фестиваль Moscow Music Week 2021 пройдет с 1 по 4 сентября. Увидеть полную программу и купить билеты можно здесь.

Об авторе

Ник Завриев

Музыкант, журналист, преподаватель. Автор подкаста «Планетроника».

Читать комментарии

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии