Milton Man Gogh «The Great Reset» (Art As Catharsis, 2021) | Джазист | Рецензии

Milton Man Gogh
«The Great Reset»
(Art As Catharsis, 2021)

Персонаж по имени Милтон Ман Гог появился на свет в 2017 году как маскот одноименного австралийского трио. На обложке их дебютного альбома «Stress to Impress» он предстал в виде помятого небритого мужчины средних лет в майке-«алкоголичке» и с бутылкой пива в руке, который мрачно взирал на зрителей на фоне вангоговского неба. Свои следующие релизы группа оформляла в той же стилистике, и Ман Гог обзавелся собственной историей, которая описывается в комиксах, приложенных к записям. На новом альбоме «The Great Reset» Милтон пытается вернуться к обычной жизни и начать всё заново после жестокого убийства второразрядного джазового трио, и на обложке этой работы мы видим его душевные терзания.

Вероятные прототипы убитой второсортной команды предпочитают называть себя «джазовым» трио — именно так, в кавычках. Саксофонист Эндрю Сарагосси, басист Зак Закревски и барабанщик Бенджамин Шэннон создали Milton Man Gogh, чтобы, по их словам, сыграть композиции, которые больше никто не хотел играть. Своими творческими ориентирами они называют композитора Белу Бартока, главного IDM-фрика Афекса Твина, джазового саксофониста Донни Маккаслина и первопроходцев мат-метала Meshuggah. Среди композиций, которые никто не хотел играть (с ироничными названиями вроде «Fork (In a World of Soup)»), на их первом альбоме оказался и инструментальный кавер на «Sue (Or In a Season of Crime)» Дэвида Боуи. И этот выбор отлично вписывается в звуковую эстетику команды: ритм-секция, играющая ломаные ритмы на стыке брейкбита и арт-рока, сталкивается в их версии с саксофоном, котоый то ведет мелодическую линию, то уходит в буйные импровизации. Такой саунд вполне соответствует духу оригинала (у Боуи, кстати, на саксофоне играл тот же Донни Маккаслин), но в то же время демонстрирует и авторский подход. На альбоме «How to Be Big & Small (At the Same Time)» музыканты экспериментировали с добавлением вокальных и гитарных партий, но на «The Great Reset» вернулись к формату трио.

Milton Man Gogh играют довольно жестко. Перегруженная ритм-секция с тяжелым «жирным» звуком (при прослушивании рекомендуется от души прибавить басов) выдает риффы, под которые вполне можно послэмиться, как на метал-концерте, и головоломные мат-роковые ритмы, а саксофонные завывания только добавляют происходящему брутальности. Однако при таком технично-математическом подходе в музыке остается очень большой простор для импровизации. Например, в композиции «Youth Is Wasted on the Young» музыканты задают основную тему, затем разрабатывают ее, периодически вворачивая мощный рифф, и постепенно переходят к фри-джазовому забою, который в кульминационных моментах прерывается брейкдауном с тем самым риффом, каждый раз слегка видоизмененным. И хотя местами музыканты уходят практически в нойз, романтика им тоже не чужда: после удалого рубилова они играют две красивые баллады без особых ухищрений — просто цепкие мелодии, сыгранные грустным саксофоном под грустную ритм-секцию.

Всё это звучит по-рокерски эффектно и по-джазовому изобретательно, а заодно демонстрирует композиторские таланты музыкантов. (Любопытно, что в выходных данных релиза у каждой композиции указан свой автор — от привычного для таких команд коллективного авторства группа отнекивается, что еще раз подчеркивает композиторский подход.) В построении «The Great Reset» чувствуется определенная драматургия — должно быть, параллельно с его прослушиванием действительно интересно следить за историей из комикса. А вот концовка у альбома довольно странная даже для хулиганского звучания группы: он обрывается буквально на полуфразе, и чем обусловлено такое решение, сказать сложно. Быть может, это клиффхэнгер для новой истории из жизни Ман Гога? Что ж, послушать ее хочется в любом случае.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии