Miles Okazaki «Thisness» (Pi, 2022) | Джазист | Рецензии

Miles Okazaki
«Thisness»
(Pi, 2022)

Гитарист Майлз Окадзаки становится всё более заметен на нью-йоркской сцене. Помимо собственных проектов, он записывается для лейбла Tzadik, участвует в коллективах друзей, обучает молодых музыкантов в университетах, пишет книги про гитарное ремесло и музыкальную теорию. С 2015 года Окадзаки еще и бэндлидер: он возглавляет квартет Trickster (названный как и его альбом пятилетней давности) с великолепной ритм-секцией — басистом Энтони Тиддом и барабанщиком Шоном Рикманом. Тидд и Рикман работают вместе уже четверть века, да и с Окадзаки знакомы прекрасно — все они участвуют в группе саксофониста Стива Коулмана Five Elements. Заключительным звеном Trickster Quartet поначалу был знаменитый Крейг Тэборн на рояле. После первого альбома он уступил место не менее блистательному пианисту Мэтту Митчеллу — а тот добавил электронно-синтезаторных красок в звучание группы.

На альбоме всего лишь четыре пьесы. Это сильно меньше, чем Окадзаки выпускает обычно: на первых его студийниках, как и на записанном дистанционно в ковидные времена концертном альбоме, около десятка композиций. Перемены в сопроводительном тексте объясняет сам Майлз: если раньше он, условно говоря, работал с «песнями» (необычно компактными для довольно непростого джаза), то на этот раз решил сменить формат.

На «Thisness» Окадзаки использует более абстрактные идеи, навеянные сюрреализмом. Тем самым он заступает на территории упомянутого выше старшего коллеги Стива Коулмана, славящегося длинными альбомами и композициями-импровизациями. Это действительно нетипичный для Окадзаки шаг: обычно он не растекается мыслями, а представляет концентрированный и выверенный материал, где в каждом треке очень точно разработана та или иная идея. Да и в донесении своих замыслов до всех интересующихся он максимально дотошен. На его сайте представлены тексты о музыке, рассказы-пояснения про оформление альбомов, партитуры пьес; всё это крайне интересно для изучения и погружения в творчество музыканта. Про новый альбом информации меньше (возможно, пока что), но есть подозрение, что случилось это попросту из-за другой природы музыки.

Импровизации здесь стали расширенными, плавно развивающимися. Зачастую нить композиции даже теряется, уступая место взаимодействиям музыкантов, что называется, здесь и сейчас. С одной стороны, за счет этого каждый из участников может более развернуто высказаться. С другой, квартет иногда уводит в раздел джем-бэндов, где общее ощущение от игры всегда важнее исходных помыслов. Впрочем, слишком разгуляться и уйти в полный импров квартет себе всё же не дает. Упорядочить стихийное развитие музыки помогает электроника. Еще на прошлом альбоме «The Sky Below» Окадзаки напрограммировал-насочинял несколько патчей для программной среды Pure Data. Эти патчи использует Митчелл, посылая сигнал с компьютера в синтезатор и внедряя хитрые алгоритмические арпеджиаторы в живой звук. Тогда результат внедрений был очерчен строгими рамками, и поэтому срабатывал на ура. В новой, сюрреалистичной версии квартета этот более искусственный и строгий материал поначалу сбивает с толку нарочитой точностью, свойственной электронике. Выходов из диссонансного положения квартет находит два. Иногда Митчелл более деликатно вплетает синтезатор — не сбивая общее целое с взятого им курса, а только лишь добавляя красок. В других случаях квартет воспринимает синтезатор как чужеродный объект и начинает выстраивать собственную реакцию на него. За обеими стратегиями интересно следить. «Thisness» становится одним из немногих примеров совмещения генеративной электроники и современного джаза.

Окадзаки старается найти новые для себя формы воплощения замыслов, а не заниматься воспроизведением уже опробованного. На «Thisness», дав больше свободы коллегам, он экспериментирует с текстурным саундом и нелинейным развитием композиций, нащупывая новую для себя почву. Это подогревает интерес к будущим записям Майлза. К счастью, он предпочитает альбомы компактного хронометража, которые не успевают надоесть, а потому их можно переслушивать в предвкушении новых релизов.


Слушать на Apple Music Bandcamp

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии