Matthew Halsall «Salute to the Sun» (Gondwana, 2020) | Джазист | Рецензии

Matthew Halsall
«Salute to the Sun»
(Gondwana, 2020)

Манчестерскому трубачу Мэтью Холсоллу диагноз можно ставить по фотографии: налицо синдром отличника. Чем еще объяснить то, что делает он все исключительно «правильно»? Загибайте пальцы, будем исследовать симптомы. Раз: обсессивная нацеленность на успех. Холсолл — предводитель небольшого уютного лейбла Gondwana Records, который за 12 лет существования выпустил в большой мир аж целое мейнстрим-созвездие: GoGo Penguin, Portico Quartet, Mammal Hands, флейтист Чип Уикхэм. Его силами манчестерскую сцену наряду с лондонской нанесли на географическую карту «новой британской волны», даром что разнообразия на ней сильно меньше. Два: болезненное желание быть хорошим и заслужить любовь окружающих. Сложно найти интервью Холсолла, в котором он не говорит о смерти эго, трансцендентальной медитации как панацее от всех горестей, коллективном взаимоуважении и прочих позитивных вибрациях. Посыл в целом, разумеется, неплохой, но состоит из таких клише, что, кажется, Холсолл почерпнул их с листовки в веганском кафе. Наконец, сама музыка — три. Исключительно гладкая, глянцевая, безобидная — как доклад зубрилы с первой парты, к которому вроде и придраться нельзя, но и зацепиться в нем совершенно не за что. 

О последнем чуть подробнее. С момента, когда Холсолла в 2010 году обнаружил известный охотник за нью-джазовыми, фанк- и соул-редкостями Джайлс Петерсон, творческий метод Мэтью особенно не менялся. Заключался он в том, чтобы собрать приятных людей и поиграть с ними что-нибудь для души; то есть вполне себе традиционная джазовая концепция. Родившийся благодаря такому подходу альбом «On the Go» (2011), к примеру, вызывает лишь симпатии: это ясноглазый, легкий на подъем спиричуэл-джаз с реверансами в сторону Пита Ла Роки и Юсефа Латифа. А вот дальше в ход пошел изощренный перфекционизм: люди вокруг должны были становиться все более приятными, а музыка — нарочито душевнее. К 2020-му Холсолл успел записать несколько номерных альбомов и трибьют Элис Колтрейн, задействовать для альбома «Into Forever» (2015) восходящую звезду нео-соула Жозефин Онияму, а также несколько раз пересобрать свой личный The Gondwana Orchestra, где в разное время мелькали арфа, флейта, скрипка, виолончель, японский щипковый инструмент кото, пианино и еще с полдюжины инструментов.

На «Salute to the Sun» концентрация благодати, похоже, достигла максимума. Каждая композиция здесь звучит абсолютно предсказуемо (и моментально выветривается из памяти). Знаешь заранее, когда вступит арфа с подчеркнуто ангельскими интонациями, сколько будет продолжаться и как развернется соло на контрабасе, насколько аккуратной и точной окажется фразировка трубы. И даже экспериментальный для Холсолла компонент — затейливая перкуссия в виде маримбы, калимбы и разнообразных колокольчиков — звучит так осторожно, чтобы ни в коем разе не разбудить задремавшего от скуки слушателя. 

Вкупе с названиями треков — «Harmony with Nature», «Joyful Spirits of the Universe», «Mindfulness Meditations», словно вырванными из соцсеть-странички с «вдохновляющими» фразами о саморазвитии, — всё это производит насквозь фальшивое впечатление. На ум приходит не лейбл Strata-East, который сам Холсолл записывает в музы, а smooth-джаз и нью-эйдж худшего пошиба. А еще вспоминается известный анекдот о том, как в Нью-Йорке в начале 2010-х открыли «звуковую баню». Ее посетители приходили в помещение, ложились на пол и слушали живую инструментальную музыку, которой исполнители «омывали» их тела. На одну из таких сессий как-то заглянули отцы-основатели нью-эйджа Ларааджи и Арьи Оушеананда — но сбежали, не продержавшись и 20 минут. Вот и от Холсолла хочется сбежать куда подальше. Непонятно, что удерживает рядом с ним неплохих музыкантов, которые могли бы играть в отрыве от своего высокодуховного лидера свободно и дерзко — как, в общем, в джазе и полагается. И как успешно сделал, к примеру, некогда штатный саксофонист Холсолла Нэт Бирчелл. Ау, ребята с Gondwana Records! Дайте знать, если Мэтью отобрал у вас паспорта, — мы вызовем полицию.

Об авторе

Наталья Югринова

Главный редактор JAZZIST. Журналист, копирайтер. В детстве слушала мамины пластинки Сонни Роллинза и Бена Уэбстера — и они до сих пор не отпускают. Автор Telegram-канала Eastopia.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии