Mary Halvorson «Amaryllis & Belladonna» (Nonesuch, 2022) | Джазист | Рецензии

Mary Halvorson
«Amaryllis & Belladonna»
(Nonesuch, 2022)

Дебютным проектом на Nonesuch Records гитаристка и композитор Мэри Халворсон и шеф лейбла Дэвид Битер сразу ставят музыкального журналиста перед дилеммой: что обозревать? Есть два одновременно выпущенных компакт-диска: один называется «Amaryllis», другой — «Belladonna». Однако сама Мэри называет две сюиты, записанные на этих CD, «модульными и взаимосвязанными» и в подтверждение этой взаимосвязи Nonesuch параллельно и одновременно выпускает их вместе в формате двойного винила под объединенным названием «Amaryllis & Belladonna». Аудитория вправе слушать каждую сюиту отдельно, но логичнее это делать вместе. Кстати, и симпатичный южноафриканский цветок, давший название проекту, именуется именно так — Амариллис белладонна, или Амариллис красавица. Так что предпочту говорить о проекте в целом, а там уж пусть читатель и потенциальный слушатель рассудит, что ему больше по душе.

Проект, как и многие другие, отмечен печатью ковидной изоляции, не делавшей исключений даже для одного из лучших в мире мастеров гитарного джаза. Уже почти полтора десятилетия Мэри Халворсон неизменно оказывается в номинантах на звание «гитариста года» по версии Ассоциации джазовых журналистов, а последние лет шесть попеременно с Биллом Фризеллом удостаивается этого титула — что в опросах Ассоциации, что у критиков из журнала DownBeat. Скромненькая на вид девушка из Бруклина отличается изощренной техникой игры, любовью к импровизации и фантастической креативностью в своих сочинениях, а также великолепным пренебрежением любыми стилистическими рамками; вкус к такому подходу ей наверняка привил один из учителей, гуру джазового авангарда Энтони Брэкстон. Гитаристка привыкла очень много выступать и записываться, часто в составе самых разнообразных коллабораций. И вдруг — локдаун. Как признается Халворсон, только сочинение музыки помогло ей пережить это время. В тот же период она много слушала музыку для струнных квартетов и задалась целью попробовать себя в таком формате. «Amaryllis & Belladonna» — плод этой напряженной работы в четырех стенах.

А потом настала свобода гулять, общаться, играть и записывать музыку. Под сюиту «Amaryllis» Мэри пригласила в студию своих самых любимых музыкантов. Тромбонист Джейкоб Гарчик и ударник Томас Фудживара уже участвовали в нескольких ее предыдущих записях. Вибрафонистка Патриша Бреннан хорошо известна в кругах нью-йоркского авангарда и работала с бывшими творческими партнерами Мэри вроде Фудживары или басиста Майкла Форманека. Басист Ник Данстон — выходец из той же авангардной тусовки. Наконец, в качестве трубача в этом секстете выступил представитель третьего поколения самой знаменитой в латинском джазе семьи — Адам О’Фэррилл. В таком составе была сыграна половина сюиты, в которой выделю образцовый фри-джаз «Anesthesia» и диалог гитары с трубой в «Amaryllis». Впрочем, что-либо выделить в этой музыке весьма непросто: секстет выглядит единым организмом, где все великолепно дополняют друг друга.

Затем секстет превращается в тентет: во второй половине сюиты к музыкантам присоединяется струнный квартет с отличной репутацией, именно с ним мечтала сыграть Мэри Халворсон — The Mivos Quartet. Впервые в своей карьере Мэри управляет ансамблем столь крупного формата. Голоса духовых переплетаются со струнными, в их диалог вмешивается вибрафон, ритм-группа скрепляет музыкальную ткань, а над всем царит гитара лидера, успевающая подбрасывать горючее в топку сложной коллективной игры. Здорово — но это в формате двух LP еще не всё. Мы подошли ко второму диску.

Сюита «Belladonna» состоит из пяти частей. Смолкают духовые, молчит вибрафон, отправляются домой басист и ударник: никакой ритм-группы больше не будет. Мэри Халворсон остается наедине с The Mivos Quartet. Только гитара и только струнные разыгрывают действо такой красоты и необычности, которой мне до сих пор слышать не приходилось. «Nodding Yellow» — фри-джаз со струнными, где гитара поет буквально не своим голосом. «Moonburn» — лиричная пьеса с удивительной сонористикой. Нервная мощь на контрасте царит в следующей части, «Flying Song». Десятиминутная «Haunted Head» — возможно, апофеоз всего альбома с бесконечной гонкой гитары и струнных, остинатными повторами, неожиданными переходами и диссонансами — это надо слышать, здесь важна каждая секунда звучания! И вот финал: титульная «Belladonna», исполняемая в излюбленной Халворсон манере; тут можно расслышать отзвуки самой разнообразной стилистики — от академической музыки до рока и нойза.

«Новые вехи в и без того неподражаемой дискографии Халворсон», — пишет критик респектабельной лондонской  газеты Guardian, присудивший новому проекту Мэри титул «Джазовый альбом месяца» и щедро наградивший его пятью звездочками в своем обзоре. Мне к этому нечего добавить. Разве что… Не исключаю, что дело не ограничится «Джазовым альбомом месяца». Этот проект тянет на альбом года.


Слушать на Apple Music | Spotify | YouTube Music

Слушать на Apple Music | Spotify | YouTube Music

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии