LRK Trio "Memory Moment" (Losen Records / Butman Music Records, 2020) | Джазист | Рецензии

LRK Trio
“Memory Moment”
(Losen Records / Butman Music Records, 2020)

30 октбря у московской группы LRK Trio вышел новый альбом “Memory Moment” — главный российский джазовый альбом осени, а может, и года. При этом «‎главным»‎ его делают даже не уровень внимания или условный социальный резонанс, хотя вряд ли в России найдется еще один джазовый коллектив, чей альбом в день премьеры прозвучит на радио и будет разобран до деталей в рецензиях и интервью.

Во-первых, LRK Trio — одна из немногих инструментальных групп, которые сумели создать законченный образ лирического героя. Это житель постсоветского мегаполиса с мечтами, надеждами, страхами и неизменным чувством одиночества, которому одинаково отзовутся и холодное минимал-техно (см. композицию “Run” с отсылками к Рикардо Виллалобосу), и щемящие голоса детского хора «‎Алёнушка»‎ (фрагмент использован в композиции “Through the Winter”).

Во-вторых, пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов последовательны в развитии художественных и музыкальных тем. Каждый новый альбом LRK связан с предыдущим, и “Memory Moment” вместе с пластинками  “If You Have a Dream” (2017) и “Urban Dreamer” (2018) стоит рассматривать как часть «‎городской»‎ трилогии. Это не абстрактное умозаключение: к примеру, заглавная композиция “Memory Moment” связана с центральными композициями предыдущих альбомов, а «традиционная»‎ пьеса «‎Петрушка»‎ встраивается в один ряд с «‎Небылицей»‎ и «‎Плясовой»‎ (обе — с “If You Have a Dream”). Музыка LRK Trio тоже развивается поступательно: “Memory Moment” по-прежнему сохраняет связь и с «‎народничеством»‎, и с линией русской классической музыки, но при этом отчетливо смещается в электрическую‎ сторону.

В-третьих, LRK тонко понимают и чувствуют особенности формата фортепианного трио и умеют обыгрывать связанные с этим стереотипы. Кажется, так же свободно мыслили только распавшиеся в этом году Phronesis. Новое поколение пиано-трио (от GoGo Penguin до длинного хвоста скандинавов) строит свой саунд вокруг бесконечных фортепианных переливов, а потому крутится в колесе самоповторов. Участники LRK Trio, напротив, постоянно меняются ролями, смещая акценты с одного инструмента на другой, и, например, запросто выводят на передний край басовую партию в “Evening”.

В-четвертых, творческий метод LRK Trio — пособие по тому, как создавать «‎новую импровизационную музыку» (англоязычный эквивалент — modern creative). Импровизация здесь понимается как способ сочинительства путем коллективного поиска и отработки возникающих в процессе «‎музыкального брейншторминга»‎ новых идей. Так, например, как бы впроброс предложенные Антоном Ревнюком басовые партии после переосмысления стали центральной осью альбома (“If” — “To” — “Return”). При этом в студию группа приходит уже с написанным материалом и не допускает отклонений. В этом плане LRK Trio — педанты, для которых импровизация — это свобода творческого процесса, но никак не хаос внезапных случайностей. 

В-пятых, «‎джаз»‎ в мире LRK Trio понимается не как набор идиом, а как способ мышления и обмена информацией. Поэтому музыка LRK Trio так гибка и насыщенна кросс-жанровыми гиперссылками, будь то мат-рок, академическая музыка или электроника. 

При этом, слушая зрелый и записанный на топ-уровне альбом, не стоит забывать, что группа создавала, продюсировала и финансировала его своими силами. В условиях незрелой российской джазовой инфраструктуры LRK Trio решили полагаться только на самих себя и достигли мирового уровня. Теперь настал наш, слушательский, черед запечатлеть этот восхитительный момент в своей памяти.

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал ON THE CORNER.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Теги