Linda Fredriksson «Juniper» (We Jazz, 2021) | Джазист | Рецензии

Linda Fredriksson
«Juniper»
(We Jazz, 2021)

Финская саксофонистка Линда Фредрикссон — музыкант с яркой исполнительской манерой и хорошей репутацией. Самая известная команда с ее участием, трио Mopo, играет энергичный, полный грува джаз с элементами танцевальной электроники, а коллаборации с Фредрикссон записывали такие тяжеловесы, как саксофонист Джими Тенор и гитарист Рауль Бьоркенхайм. В 2020 году Линда дебютировала в составе новой фри-джазовой группы Superposition, чей первый альбом вывел Фредрикссон на новый творческий уровень и закрепил за ней статус одной из самых интересных молодых джазовых исполнительниц в Финляндии. Но есть в ее дискографии и более неоднозначные работы вроде вышедшего в начале 2021 года дебютного альбома группы Kiri Ra! На нем саксофонистка объединила усилия с Лаурой Науккаринен (Lau Nau) и Матти Бье: дуэт этих композиторов в последнее время добился больших успехов в музыке для кино, но в составе «джазового» трио у них получился довольно скучный эмбиент, в котором Фредрикссон оказалось, по сути, нечего играть. В случае же с ее первым сольным альбомом «Juniper» творческую свободу Линды уже никто не ограничивал, и она распорядилась ей довольно необычно.

Для записи Фредрикссон собрала сильный состав, в который вошли музыканты из Superposition (басист Микаэль Саастамойнен и барабанщик Олави Лоухивуори), а также пианист Туомо Праттяля из Ilmiliekki Quartet. Сопродюсер альбома Минна Койвисто сыграла на синтезаторах, а Матти Бье исполнил в одной из композиций фортепианную партию. Линда играет на альт- и баритон-саксофонах, бас-кларнете и множестве других инструментов, включая даже гитару. Собственно, хоть гитара здесь звучит нечасто, ей отведена особая роль: песни, вошедшие в альбом, Фредрикссон писала для голоса и гитары, а затем аранжировала для джазового состава.

«Juniper» преподносится как инди-поп-альбом, сыгранный джазовой группой. В качестве одного из источников вдохновения Линда называет норвежскую вокалистку Сюзанн Сундфер: в ее группе тоже играют музыканты-импровизаторы самого высокого класса, а в музыке поп-фолк дополняется авангардными ходами — и всё это приводит к потрясающим результатам. Вот только Сундфер пишет полноценные поп-песни, а Фредрикссон остановилась где-то на полпути к ним, и в итоге у нее всё равно получается джаз. Музыканты будто бы играют вступление к песне, но она так и не начинается — вместо нее идет вполне привычная для импровизаторов разработка темы. В некоторых случаях этого не происходит, и тут начинаются проблемы: скажем, в открывающей альбом композиции «Neon Light [and the Sky Was Trans]» Линда наигрывает прилипчивый мотивчик, лишь иногда пускаясь в робкую импровизацию, а присутствие остальных музыкантов вообще не слишком заметно. Именно эту не самую содержательную вещь почему-то выбрали в качестве главного сингла с альбома, и многие опасались, что нас ждет еще одна пластинка в духе Kiri Ra! Но, к счастью, продолжение оказывается заметно интереснее.

Для «Juniper» Линда написала ряд отличных мелодий, а вместе с Койвисто создала прекрасно проработанный саунд с множеством интересных деталей, в котором электроника удачно оттеняет игру инструменталистов. Фредрикссон здесь, конечно, главная: она ведет все основные линии и оставляет за собой бóльшую часть соло-импровизаций. Остальные музыканты в основном аккомпанируют ей, но эту задачу выполняют достойно. Группа играет преимущественно балладный материал с томными мелодиями, ведомыми солирующим саксофоном, — такой звук должен понравиться любителям нуар-джаза, хотя мрачным его назвать нельзя. А вот композиция «Lempilauluni» придется по душе поклонникам финского психофолка: в ней Линда обнажает изначальную сущность материала и напевает что-то абстрактное себе под нос, задумчиво перебирая струны; впрочем, вскоре и эта вещь уходит в джаз.

В каком-то смысле «Juniper» не раскрывает свой потенциал в должной мере: для джазовой работы с мощным составом он слишком сдержан, а поп-запись из него просто не получилась. Но как творение композитора-мелодиста он, несмотря на отдельные спорные моменты, действительно крепок. Возможно, мы еще услышим полноценный поп-дебют Фредрикссон — такой проект был бы интригующим. А пока у нас есть альбом с хорошими песнями, превратившимися в хорошие джазовые композиции.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии