Ксения Фёдорова «Песни птиц» (Заплатка/Улитка рекордс, 2021) | Джазист | Особый взгляд

Ксения Фёдорова
«Песни птиц»
(Заплатка/Улитка рекордс, 2021)

Рейтинг: 4.5 из 5.

Совсем недавно мы рассказывали о новом альбоме Ксении Фёдоровой «Waves», отметив, что ее релизы выходят нечасто, — и теперь это утверждение потеряло актуальность. Через два месяца после выхода «Waves» Ксения снова отправилась в студию и вскоре выпустила «Песни птиц» — свой второй релиз за полгода. Впрочем, его появление не было спонтанным: материал сочинялся в течение нескольких лет, и перфекционизм исполнительницы ярко проявил себя в виде тщательно проработанных и идеально подобранных друг к другу композиций.

«Песни птиц» по стилю ближе к более ранним альбомам Фёдоровой: в отличие от инструментального «Waves», здесь Ксения исполняет песни для голоса и фортепиано. Соавтором, аранжировщиком и инструменталистом в некоторых композициях выступил петербургский композитор-экспериментатор Даниил Коронкевич, он же noiZion. В 2019 году у них с Ксенией вышел совместный альбом «Water and Stones», и в «Песнях птиц» его влияние очень заметно. Также в записи поучаствовали коллега Фёдоровой по группе Kubikmaggi Макс Руденко и ряд других музыкантов, чей вклад существенно обогатил звуковую картину.

«Песни птиц» — концептуальная работа, рассказывающая о девушке, превратившейся в птицу, чтобы отыскать своего возлюбленного. В этой истории переплетаются фольклорные и романтические влияния, что находит яркое отражение и в музыке. Джаза в ней немного, зато хорошо слышны влияния русской романтической (и отчасти барочной) традиции: отдельные моменты звучат так, будто эти песни предназначены для камерных концертов в аристократических кругах времен belle époque. Однако в них находится место и для вполне современных репетитивных паттернов (минимализм «Waves» получает здесь дальнейшее развитие), а в песне «Время ли» Руденко даже поддает грува на басу с примочками. Ближе к середине альбом разворачивается к слушателю своей авангардной стороной: песня «Волны» начинается длинным шумовым вступлением с использованием полевых записей морских птиц, а под конец Ксения устраивает импровизацию на препарированном фортепиано под аккомпанемент свистулек, которые обильно используются на альбоме. В «Лететь бы» звучит эмбиентная подложка с подводными звуками, записанными с помощью гидрофона, а в «Улетела птица» даже подключается электронный бит. 

Отдельно стоит сказать о вокальной составляющей пластинки. В песнях, согласно замыслу Фёдоровой, переплетаются любовная и «птичья» темы; при этом иногда это происходит не столько с помощью текстов, сколько фонетически: например, в открывающей песне «Милый со мной» Ксения повторяет фразу «Песни, танцы, песни, танцы, динь-дирлинь, динь-дирлинь» под ритмичные фортепианные переливы, и в воображении сразу же возникают нужные образы. Зачастую Фёдорова использует свой голос очень экономно (в предыдущем альбоме Kubikmaggi и том же «Waves» он играет лишь эпизодическую роль), но здесь она дает ему больше свободы и время от времени исполняет различные вокализы и звукоподражания. Особенно радует, что Ксения продолжает развиваться в направлении фолк-пения, где ее нежная «колыбельная» манера оказывается особенно уместной. Народная песня «Посею свое горе», ставшая одним из самых сильных моментов «Waves», присутствует и на этом альбоме: здесь она получила сыгранное на диджериду мрачное дроун-обрамление и быструю часть со свистульками и плясовым куплетом.

Фёдорова обладает впечатляющими композиторскими и исполнительскими умениями, которые растут от альбома к альбому, но она не стремится к демонстрации виртуозности и использует свои навыки исключительно по мере надобности. Поначалу «Песни птиц» может показаться просто альбомом фортепианных баллад, но при внимательном прослушивании приходит понимание, насколько тонко и мастерски выполнена эта работа. Ксения Фёдорова бережно переосмысляет фольклорную и романсовую традиции, осторожно сводя их с элементами экспериментальной, электронной и импровизационной музыки, а красивые «порхающие» мелодии надолго задерживаются в голове, но вовсе не навязчиво — и это очень приятное чувство.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии