Khalab & M’berra Ensemble «M’berra» (Real World, 2021) | Джазист | Особый взгляд

Khalab & M’berra Ensemble
«M’berra»
(Real World, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

«M’berra» — новая работа итальянского продюсера Раффаэле Костантино, больше известного как DJ Khalab или просто Халаб. На этот раз Костантино, которого критики не устают называть «визионером» и «шаманом электроники», записал альбом вместе с группой музыкантов из северо-западной Африки — пустынной земли, где арабские влияния много веков назад переплелись с культурой племени туарегов. C участниками записи Халаб познакомился в 2017 году, когда во время поездки, организованной итальянской благотворительной организацией Intersos, оказался в лагере беженцев где-то на границе Мали и Мавритании. М’берра — название этого лагеря, в котором при температуре около 50°C в тени обитают 50 тысяч жителей. Среди них волею судеб оказалось немало музыкантов — как профессионалов, ранее выступавших в Европе, так и простых людей, хранящих вековые традиции региона.

Для Костантино это не первый опыт работы с выходцами из Африки: в 2015 году DJ Khalab и малийский мультиинструменталист Баба Сиссоко выпустили совместный альбом. Один из треков с этой пластинки, «Tata», был признан «треком года» по результатам голосования слушателей радиошоу Джайлса Питерсона «Worldwide». Затем последовал альбом «Black Noise 2084», изданный в 2018 году лондонским лейблом On The Corner. Эта работа стала громким событием на фьючер-джазовой сцене и примером удачного сочетания электроники с джазом. При работе над альбомом Халаб использовал архив полевых записей Королевского музея Центральной Африки в Брюсселе, а приглашенными артистами стали такие именитые музыканты, как Шабака Хатчингс, Моузес Бойд и Тамара «The Collocutor» Осборн, а также соотечественники Халаба — Томмазо Каппеллато и Clap! Clap!.

Собственный лейбл Костантино, запущенный пару лет назад, называется Hyperjazz, и это название отлично передает то, что творится в душе у самого Халаба и музыкантов, которых он издает. Здесь можно услышать любопытные результаты эволюции джаза, электроники и трансконтинентальной этники, а имена исполнителей вроде Machweo, Phresoul или Kid Mojo стоит запомнить уже сейчас. И хотя «M’berra» идеально вписывается в концепцию Hyperjazz, альбом вышел на принадлежащем Питеру Гэбриэлу лейбле Real World Records, который имеет более чем тридцатилетний опыт работы как с world music, так и с электроникой. 

В полевых записях, сделанных в лагере М’берра, приняли участие полтора десятка человек: они разговаривают, поют, играют на электрогитарах и традиционном струнном инструменте техарденте, а также разнообразной перкуссии. Что касается электронной составляющей, то Халаб позволяет себе пройтись по всему многообразию жанров — от эмбиента и трип-хопа до перкуссионного хауса, брейкбита и глубокого дабстепа.

Пластинка открывается тревожным треком «Desert Storm»: электронные текстуры, шумы, вокал и струнные явно призваны передать атмосферу места, где сделана запись. В композициях «Curfew» и «Moulan Shakour» Халаб обращается к современному бас-звучанию: хтоническая глубина ритмов и мелодий создает довольно-таки гипнотический эффект. В «Reste à l’ombre» («Оставайся в тени») Халаб выдает хаус-звучание, которое складывается из струнных и перкуссии в сочетании с лоу-фай-нарезкой голосовых сэмплов, сделанных из лагерных объявлений в мегафон и наложенных на простейший электронный бит. «Dancing in a Desert Moon» — эстетский ломаный бит, отсылающий к инди-танцевальной музыке в духе Bonobo, Anchorsong или Auntie Flo. А короткая зарисовка «Docu-Fiction» — возможно, самый интересный трек альбома: кричащие звуки струнных, соединенные с абстрактными электронными текстурами, одновременно завораживают и пугают.

Халабу на этой пластинке удалось найти и показать странную связь ритуалов пыльной древности с оглушающей современностью. Альбом не эксплуатирует экзотическую тематику. Скорее наоборот: он показывает, что сегодня она уже лишена всякого волшебства. Загадочный и такой далекий Тимбукту вдруг оказался прямо за порогом.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии