Kenny Garrett «Sounds from the Ancestors» (Mack Avenue, 2021) | Джазист | Рецензии

Kenny Garrett
«Sounds from the Ancestors»
(Mack Avenue, 2021)

Кенни Гарретт принадлежит к поколению «молодых львов», вступивших на джазовую арену в самом начале 80-х. В те годы Гарретт, покинув пульт одного из саксофонистов эллингтоновского оркестра, обратился к сотрудничеству с Артом Блэйки, Фредди Хаббардом, Майлзом Дэвисом и к собственным проектам. За минувшие с тех пор годы «молодой лев» возмужал, заматерел, и сегодня его голос громко звучит во всей «саванне», сиречь в джазовом сообществе. Газета The New York Times как-то назвала Гарретта самым талантливым альт-саксофонистом со времен Чарли Паркера. Читатели журнала DownBeat за последние четверть века тринадцать раз называли его альт-саксофонистом года (справедливости ради заметим, что критики и журналисты не столь благосклонны к Гарретту: лишь номинации на этот титул в опросах Ассоциации джазовых журналистов он последний раз удостаивался еще в 2017 году). С другой стороны, не забудем «Грэмми» — эту премию он получил в 2010 году в составе супергруппы Five Peace Band вместе с клавишником Чиком Кориа, гитаристом Джоном Маклафлином, басистом Крисченом Макбрайдом и барабанщиком Винни Колайютой за альбом «Five Peace Band Live».

Понятно, что любая новая работа Кенни Гарретта заслуживает внимания. Не является исключением и альбом «Sounds from the Ancestors», записанный Кенни в формате квинтета с привлечением большого числа гостей — инструменталистов и вокалистов. Уже название намекает на концептуальный характер альбома, и Гарретт это не скрывает: «Изначально концепция альбома состояла в попытке воссоздать те звучания, которые мне запомнились с детства, звучания, поднимающие дух, как «A Love Supreme» Джона Колтрейна, «Amazing Grace» Ареты Франклин, «What’s Going On» Марвина Гэя или духовная церковная музыка. Когда я начал вспоминать их, я понял, что это был дух моих предков». И в программу альбома Гарретт вводит такую композицию, как «When the Days Were Different», где вокалисты воспроизводят атмосферу соул-музыки Детройта, столь знакомую уроженцу этого города Кенни Гарретту, а в пьесу «Hargrove», посвященную памяти рано ушедшего трубача Роя Харгроува, он вставляет прямую цитату из «A Love Supreme». Есть в альбоме и композиция, посвященная двум знаменитым ударникам, Арту Блэйки и нигерийцу Тони Аллену, одному из пионеров афробита — «For Art’s Sake».

«Sounds fron the Ancestors» – это не только альбом, но и его титульная композиция. И, говоря о ней, Кенни еще больше расширяет круг предков-предшественников: «Это воспоминания о духе звучания наших предков — звучания их церковных служб, молитв, которые они возносили, песен, которые они пели, работая в полях, африканских барабанов, на которых они играли, и гимнов народа йоруба». В этой пьесе, которую Гарретт начинает и заканчивает задумчивым соло на фортепиано, вовсю оживают афро-кубинский джаз с его характерной ритмикой и соответствующий «африканский» вокал. А сам альбом начинается и заканчивается двумя версиями еще одной афро-кубинской по своему духу пьесы «It’s Time to Come Home», которую я бы назвал украшением этого многоцветного и яркого альбома. Для полноты картины можно добавить, что Гарретт вспоминает еще и музыку французских Карибов, Гаити и Гваделупы пьесой «Soldiers of the Fields/Soldats des Champs», посвященной памяти черных повстанцев Туссен-Лувертюра.

Перечитав написанное, я обнаружил, что упомянуты почти все пьесы альбома, но вот об игре Гарретта на его родном альт-саксофоне я так ничего и не сказал. Хорошо играет Гарретт, так, как он умеет, подпитывая свой природный талант опытом предков-предшественников, которым и посвящен альбом. Впрочем, как раз об этом я и постарался рассказать выше.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии