Пианист Кит Джарретт уходит со сцены | Джазист | События

Пианист Кит Джарретт уходит со сцены

Фото Генри Лютвайлера

Кит Джарретт уходит со сцены, сообщили The Guardian и The New York Times. Это, пожалуй, главная и до боли грустная новость последних дней. Впрочем, грусти в этом году так много, что мы даже как будто привыкли плыть в ее потоке. Но это не значит, что драма Джарретта не бьет по сердцу. Особенно когда осознаешь детали.

Два года назад Джарретт перенес два инсульта, которые разбили его: левая часть тела до сих пор частично парализована, и играть он уже не сможет. Получается, в марте 2018-го, когда лейбл ECM переиздавал альбом “After The Fall” (теперь название приобретает новый горький смысл), Джарретт уже перенес первый инсульт. Но об этом не говорили, как молчали и после второго, вскользь упоминая о проблемах музыканта со здоровьем. Это показывает, что Джарретт, будучи в тот момент обездвиженным, еще рассчитывал вернуться. Но теперь он понял, что надежды полноценно играть и выступать больше нет. 

«Мне почти физически невыносимо слушать фортепианную музыку, которую играют двумя руками. Даже если я слышу Шуберта или что-то мягкое, — это уже слишком. Ведь я знаю, что не могу так сыграть», — эти слова Джарретта по отношению к себе звучат страшно и безжалостно. Только мужественный человек может так подвести черту. И в то же время попрощаться красиво: 30 октября на ECM выйдет его альбом “Budapest Concert (Live)“. А теперь представьте, как горько было Джарретту, когда в мае этого года его поздравляли с 75-летием и желали новых свершений, а он понимал, что ничего этого не будет.

Такой уход Джарретта с новой силой обнажает его трагедию гения-одиночки. Формально он получил и славу, и признание, но так и не был по достоинству оценен. Кит Джарретт волнорезом прошел между жанров и стилей и не был в чистом виде ни джазовым, ни академическим пианистом. Одни восхищались его игрой, а другие так же сильно ненавидели ее. Но, кажется, до сих пор не нашлось того, кто с холодной головой смог бы оценить и сформулировать, в чем заключаются величие и уникальность Джарретта. Теперь самое время.

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал ON THE CORNER.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Теги