Katharina Ernst «le temps: a solo for drums and metal objects in five states» (Trost, 2021) | Джазист | Рецензии

Katharina Ernst
«le temps: a solo for drums
and metal objects in five states»
(Trost, 2021)

Каталог венского лейбла Trost Records, европейского форпоста свободной импровизации, — уникальный источник самой разной и, как правило, странной, очень странной музыки. Именно здесь, к примеру, вышел прошлогодний альбом российской ноу-джазовой группы «Бром». И хотя интересу лейбла к нашим музыкантам можно только порадоваться, в первую очередь Trost ориентируется на местных, австрийских музыкантов: дает площадку буйным экспериментам во фри-джазе, нойзе и иных нестандартных жанрах или переиздает такие альбомы прошлых лет.

Альбом барабанщицы Катарины Эрнст «le temps: a solo for drums and metal objects in five states» представляет собой классический образец материала, которым промышляет Trost. Звучит здесь ровно то, что обещает название: соло для ударных и металлических объектов в пяти частях. Сольно Катарина Эрнст проявила себя относительно недавно — что легко понять, учитывая специфику ее инструмента. Ее дебютный альбом «Extrametric» вышел в 2018-м, а до того она выступала преимущественно в коллаборациях и участвовала в различных театральных проектах. Влияние других групп с участием Катарины оставило след и на дебюте: особенно на нем был заметен приземистый и плотный техно-звук проекта Ventil. Ко второй пластинке от танцев и чужих идей ничего не осталось; в каждом звуке читается яркий и ни на что не похожий почерк самой Катарины.

Наиболее правильным подходом к альбому «le temps» было бы рассматривать его как функцию звука от времени. На отведенном каждому треку отрезке времени Катарина с тщательностью художника-миниатюриста расставляет звуки и их последовательности. Учитывая принятую ей самой для себя ограниченность инструментария — только ударные и металлическая перкуссия — работа по созданию такого звукового полотна становится максимально кропотливой. Она требует внимания не только к распределению звуков и пауз, но и к тонкому подбору резкости и громкости отдельных ударов и акцентов.

Эту сложнейшую работу можно не заметить на открывающем треке «ouverture» — на первый взгляд, в нем нет ничего, кроме постоянного ритмичного звона металлических пластин. Но стоит хоть немного вслушаться, как станут заметны еле уловимые увеличения и уменьшения громкости и интенсивности этого звона. Звуковые нюансы полностью отменяют монотонность — эта музыка интересна и затягивает. А когда внимание слушателя привлечено, Эрнст дает ему настоящую звуковую головоломку.

Случается это на «vague» — несомненно, центральном номере альбома. Здесь вновь поначалу кажется, что ничего сколько-нибудь интересного не происходит. Один и тот же набор ударных (бочка, барабан и что-то еще, напоминающее звук пустой пивной кеги) на протяжении 8 минут и 13 секунд бьет с абсолютно одинаковым ровным ритмом. Звук ударов то усиливается до строго определенной точки, то затухает почти полностью, то снова усиливается. Такая звуковая синусоида продолжается без изменений все время. Почти без изменений. И в этом «почти» кроется вся магия. После первых паттернов самую малость меняется звук, который издают ударные, — чуть глуше, чуть резче, — а потом и источник этого звука. Но главное, что и сами паттерны небольшими шагами сдвигаются по временной шкале, между ними слегка меняется расстояние. Этот эффект достигается с помощью очень тихого вступления в начале нового витка синусоиды. В итоге слушатель застывает в неведении и постоянном ожидании момента, когда ему нанесут очередной удар. К новой звуковой волне нельзя подготовиться — и это рождает сильнейшее переживание внутренней тревоги и неопределенности.

Альбом «le temps» нельзя назвать торжеством ударной техники или звукового разнообразия перкуссии. Но зато он передает слушателю одну очень важную мысль. Музыка воздействует не только на наш разум, но и на подсознание — и вопреки нашей воле может вызвать любые эмоции, от умиротворения до тревожного трепета. Сколько инструментов в ней при этом задействовано и что это за инструменты, не имеет никакого значения.


Об авторе

Руслан Рафиков

Юрист в завязке с большой любовью к джазу в его самых экстремальных и нестандартных проявлениях. Автор Telegram-канала «Лежбище тюленя».

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии