John Carroll Kirby «Septet» (Stones Throw, 2021) | Джазист | Рецензии

John Carroll Kirby
«Septet»
(Stones Throw, 2021)

Рейтинг: 4.5 из 5.

Уроженец Лос-Анджелеса Джон Кэрролл Кирби за последние годы стал важной частью американского музыкального ландшафта, прежде всего, совсем не джазового. В качестве приглашенного продюсера он поработал с крупнейшими поп-звездами современности — уровня Марка Ронсона, Фрэнка Оушена и певицы Соланж, которой он помог записать два последних альбома. За пределами США имя Кирби тоже отлично известно: он играл в одной группе с французским певцом Себастьеном Телье, продюсировал записи новозеландца Коннана Мокасина, британки Наташи Кхан (Bat for Lashes) и многих других. Перечислять его достижения на ниве поп-музыки можно долго, но гораздо интереснее вот что: какими ветрами его занесло в джаз? И почему его новый альбом звучит так, словно Кирби всю жизнь писал музыку для больших ансамблей?

Разгадка проста. Кирби действительно имеет джазовое образование: оркестровке и композиции он учился у легендарного басиста Джона Клэйтона в Университете Южной Калифорнии. А поп-исполнители зовут его к себе в студию именно из-за умения создавать богатые аранжировки с тонкими джазовыми влияниями. Благодаря своему таланту от дефицита заказов он не страдает. Еще он не страдает от творческого кризиса: «Septet» — его шестой сольный альбом и третья пластинка, вышедшая за последние полтора года. А примерно через неделю увидит свет следующая его работа, саундтрек к анимационной драме «Cryptozoo». Рекорды Уильяма Паркера, конечно, Кирби не перебить, но продуктивность его зашкаливает. Что примечательно, все альбомы, вышедшие из-под его пера с начала пандемии, абсолютно непохожи друг на друга. Прошлой весной Кирби начинал с легкого, полного неспешных океанских абстракций полноформатника «My Garden». Год спустя, в апреле 2021-го, вышел его альбом «Conflict» с холодным фортепианным эмбиентом и меланхоличностью в духе неоклассиков. «Septet», о котором мы говорим сегодня, звучит совершенно иначе. Он полон иронии и позитива, в нем преобладает ненавязчивая смесь фанка, странной тропической экзотики, нью-эйджа, семидесятнического фьюжна и кинематографичного изи-листенинга. На бумаге такой набор стилей и эпитетов рисует портрет джаза с пониженной социальной ответственностью, что в целом недалеко от правды. Но стоит включить этот альбом, как становится невозможно не поддаться его расслабленному и даже развязному обаянию.

«Septet» был создан по мотивам концерта, который Кирби со своей группой отыграли в 2019-м в клубе Blue Whale — джазовой Мекке Лос-Анджелеса, к сожалению, не пережившей ковидные времена. Как понятно из названия, помимо самого Кирби, который взял на себя роль лидера ансамбля и все партии клавишных, в записи участвовали еще шесть музыкантов: Дэвид Лич на перкуссии, Динтони Паркс на ударных, Джон Пол Марамба на басу, Ник Манчини на вибрафоне, и аж двое, Трэйси Ванномэ и Логан Хоун, — на деревянных духовых. Именно широкое использование традиционных дудок и перкуссии, таких как перуанская флейта кена или бразильский барабан куика, и придает пластинке особенное «тропическое» звучание, а вибрафон его только усиливает. Музыка альбома имеет много очевидных и неочевидных источников вдохновения. Прежде всего это семидесятнический фьюжн, каким его играли Майлз Дэвис или The Headhunters Херби Хэнкока. Где-то совсем рядом оказываются Кол Чейдер с альбомом «Amazonas», бразильцы Azymuth со своими хрестоматийными записями конца 70-х, записи того же периода пианиста Джина Харриса и вибрафониста Бобби Хатчерсона. «Septet» — полностью инструментальная работа и это тот, случай, когда всё понятно и без слов, настолько яркие образы рисует музыка. Альбом ходит с козырей. Открывают его два главных хита, фанк-джазовый реверанс 70-м «Rainmaker» с полупьяным африканским грувом и кинематографическая романтика «P64 By My Side». Впрочем, и остальные композиции вызывают самые теплые ассоциации. Вся музыка звучит тут по-свойски, знакомо: «Sensing Not Seeing» заставляет вспомнить Мулату Астатке и Yussef Kamaal, а под беззаботной вещицей «Quest of Chico Hamilton» мог бы подписаться и сам великий джазмен, которому посвящена композиция.

При всем том цепляет «Septet» каким-то удивительным, абстрактным и вневременным грувом, которым Кирби заряжает своих музыкантов. Его корни имеют отношение к вектору развития современной джазовой сцены Лос-Анджелеса. В последние годы она цветет пышным цветом; достаточно вспомнить имена Камаси Вашингтона, Райана Портера, Кэмерона Грейвса, Брендана Коулмана, Сэма Гендела, Сэма Уилкеса и многих других. И хотя Джон Кирби от тусовки предпочитает скорее дистанцироваться, его явно привлекают мутации, которые с этой сценой происходят и порождают диковинные гибриды джаза с электроникой и хип-хопом. Свою сценическую карьеру Кирби начинал, выступая в сольном проекте клавишника Beastie Boys Мани Марка. Именно тот научил его, только что получившего «корочку» по джазовой композиции, смотреть на вещи под «неджазовым» углом. Говоря о своем методе, Кирби приводит пример любимой джазовой пластинки «Money Jungle», которую в 1962-м записало трио Дюка Эллингтона, Чарльза Мингуса и Макса Роуча. По легенде, трое великих ссорились всё время, пока находились в студии — и потому играли агрессивно, отказывались слышать друг друга, не попадали в ноты. В результате альбом получился выдающимся. Несхожесть характеров, разные стили — именно это так нравится Кирби. Возможно, поэтому его сольная дискография звучит так разнопланово. Как бы то ни было, «Septet» в ней — большая удача, отменная летняя жизнеутверждающая запись.


Слушать на: Bandcamp | Apple Music | YouTube | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.fm.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии