Immanuel Wilkins «The 7th Hand» (Blue Note, 2022) | Джазист | Рецензии

Immanuel Wilkins
«The 7th Hand»
(Blue Note, 2022)

Бэкграунд у новой звезды лейбла Blue Note, 25-летнего саксофониста Иммануэля Уилкинса, довольно типичный для современного джаза. Музыкальная семья, уроки фортепиано, первые выступления в церкви пятидесятников, где Иммануэль впервые почувствовал магию исполнителя, заметив, что его игра напрямую влияет на атмосферу на службе. Затем были смена фортепиано на саксофон, увлечение Сан Ра, Арчи Шеппом и Кенни Гарреттом, колледж в родной Филадельфии (где одним из его учителей был Маршалл Аллен) и, наконец, Джульярдская школа в Нью-Йорке, где шефство над юным дарованием взял пианист и бэндлидер Джейсон Моран.

Прежде чем дебютировать с собственным ансамблем, Иммануэль здорово поднаторел в качестве сайдмена, причем играл он не только с джазовыми музыкантами вроде того же Морана или Уинтона Марсалиса, но и с поп-певицей Соланж и, что уж совсем удивительно, с Бобом Диланом. Но всерьез об Уилкинсе как о яркой фигуре на джазовой сцене заговорили после его участия в альбоме вибрафониста Джоэла Росса «Kingmaker» (2019). Тогда же Иммануэля взял на карандаш лейбл Blue Note — там через год увидел свет его дебютный альбом «Omega», продюсером которого, разумеется, выступил Джейсон Моран. Пластинку встретили хором восторгов, а критики из The New York Times даже признали диск лучшей джазовой записью года, так что ожидания от нового альбома были выше некуда.

Отлично понимая это, Уилкинс решил не чинить то, что не сломано. В частности, на «The 7th Hand» мы слышим всё тот же квартет выпускников Джульярдской школы: Дэрил Джонс на контрабасе, Мика Томас на фортепиано и Квеку Самбри за ударной установкой. Да и стилистически Иммануэль продолжает рассказывать историю, начатую два года назад. Цитата из Библии, вынесенная в название (ну и вообще подчеркнутая религиозность), форма сюиты в семи частях, а главное, звучание — всё это отсылает нас напрямую к «A Love Supreme» Джона Колтрейна. Впрочем, от термина «спиричуэл-джаз» сам автор предпочитает дистанцироваться. Не отрицая очевидное влияние Колтрейна, Уилкинс упоминает среди ориентиров и «Come Sunday» Дюка Эллингтона, называя себя продолжателем новой религиозной музыки.

Своей формой часовая сюита напоминает букву «U»: она начинается и заканчивается яркими пиками, между которыми Иммануэль резко сбавляет темп. Стартовав со многослойной и извилистой композиции «Emanation», когда «уже очень сложно, но всё еще красиво», Уилкинс со товарищи продолжают не менее замысловатой, но куда более стройной и репетативной «Don’t Break», где к квартету присоединяются африканские перкуссионисты из Farafina Kan Percussion Ensemble. А вот идущие следом «Fugitive Ritual, Selah», «Shadow» и «Witness», где к группе добавляется флейтистка Елена Пиндерхьюз, — это уже совсем лирика, если не сказать романтика. Хочется сказать «чрезмерная», но встраивать мягкий и сладковатый звук в сложные произведения — сегодняшняя норма; посмотрите хотя бы на Камаси Вашингтона.

Однако затем, будто бы в качестве извинения, следуют плотная и рваная «Lighthouse» и, наконец, 27-минутая «Lift», где четверка подходит к грани фри-джаза. Гармоническая структура плывет и разваливается, фортепиано Мики Томаса то и дело выдает шквалы нот в духе Мэтью Шиппа, а саксофон Уилкинса из легких и летучих соло, к которым мы уже успели привыкнуть за первые полчаса, съезжает сначала в тревожное и однотонное гудение, а затем резко уходит в крик, рев и скрежет.

Единственное, за что можно пожурить автора, — некоторая нехватка собственных идей. Если, к примеру, Колина Стетсона или Шабаку Хатчингса можно смело назвать изобретателями и формотворцами, то Иммануэль по большей части разговаривает на языке, который был изобретен задолго до него. Впрочем, эту претензию можно предъявить примерно к 99% современной музыки. К тому же Уилкинс по мере сил и таланта (которого ему, очевидно, не занимать) пытается наработки прошлого не повторять, но развивать и усовершенствовать. Да и Колтрейн с Майлзом Дэвисом совершили свои открытия не в 25 лет. Возможно, у Иммануэля они еще впереди.

Как бы то ни было, звучит его альбом весьма эффектно и убедительно.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Ник Завриев

Музыкант, журналист, преподаватель. Автор подкаста «Планетроника».

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии