Igor Yakovenko «The Music Machine» (Fancymusic, 2021) | Джазист | Рецензии

Igor Yakovenko
«The Music Machine»
(Fancymusic, 2021)

Московский пианист и композитор Игорь Яковенко одинаково комфортно чувствует себя на территории академической музыки и джаза. Опыт работы с джазовыми составами позволяет ему включать в классические формы элементы импровизации, и это сочетание очень ценят его коллеги из академической среды. Скажем, Антон Батагов с восторгом отзывается о композиторских и исполнительских навыках Яковенко, особо отмечая его способность к импровизации, которой зачастую не хватает современным академическим виртуозам. Среди работ, выпущенных Игорем за последние годы на Fancymusic, преобладают произведения для фортепиано соло в классических формах (прелюдии, сонаты и так далее), которые исполнил сам автор. А вот его новый альбом «The Music Machine» звучит совсем по-другому: это уже полноценная джазовая запись, в которой, впрочем, находится широкое применение и академическому бэкграунду лидера.

Яковенко собрал здесь внушительный состав музыкантов: вместе с ним, играющим на фортепиано, записались трубач Иван Акатов, саксофонист Азат Гайфуллин, контрабасист Артём Баскаков, барабанщик Александр Зингер, а также вокалистки Алиса Тен и Кристина Ковалева. В разных композициях используются разные составы с ядром в виде фортепианного трио Яковенко — Баскаков — Зингер (хотя изначально материал сочинялся для дуэта голоса и фортепиано). Это концептуальный альбом: он изображает музыку, сгенерированную искусственным интеллектом, который по ходу сочинительства обретает всё больше эмпатии и прочих человеческих качеств. В соответствии с таким замыслом почти все композиции имеют псевдомашинные названия (например, одна из лучших вещей альбома — это щемяще красивая «g12vtu5j»), а вокальные партии представляют собой абстрактные вокализы. Сами по себе композиции фактически оказываются лишены смысловой нагрузки — нужно лишь представить, что их сочинила машина, и поразмыслить над тем, возможно ли воплотить такую легенду в реальность. Проблема эта настолько актуальна, что о ней задумываются многие джазовые музыканты: барабанщик Саша Машин, например, считает, что будущее музыки именно за нейросетями.

Единственная композиция с «нормальным» заголовком — открывающая альбом полутораминутная миниатюра «Calibration», вполне соответствующая своему названию: она и правда звучит как настройка программы и сообщение ей вводных данных, на которых работа алгоритма будет базироваться в течение следующего часа с четвертью. А данные эти таковы: ансамбль играет композиции со сложной ритмической основой, вызывающей ассоциации скорее с King Crimson, чем с постбопом. Любопытен исполнительский стиль Яковенко: он играет в непривычной по его сольным записям атакующей манере, чуть ли не стуча по клавишам, и фортепиано здесь нередко оказывается ведущим ритмическим инструментом. Такая «арифметическая» эстетика созвучна концепции альбома, но дальше становится понятно, что отнести его к категории «мат-джаз» всё же не совсем верно. Обычно музыке в этом жанре присущ холодный и отстраненный интеллектуализм — но здесь он получается каким-то… душевным. Музыканты играют с очень теплым звуком, мелодии цепляют и запоминаются, инструменталисты выдают классические сольные импровизации, после которых хочется аплодировать, как на концерте. Те моменты, когда в дело вступают вокалистки, способны растопить даже ледяное сердце. Музыка звучит приятно и уютно, а следить за композиторской и импровизаторской мыслью неизменно интересно, и благодаря этому немалая продолжительность релиза не должна стать проблемой.

Cимбиоз джаза и академической музыки — практика среди российских музыкантов далеко не новая, но у Игоря Яковенко он получается тоньше и интереснее, чем у многих его коллег. Яковенко не привлекает струнные ансамбли, не вставляет в произведения пассажи в духе неоклассицизма или авангарда, не имитирует стили классических композиторов — по сути, он просто руководит джазовым ансамблем. Да, в его композициях присутствует строгая «математическая» основа, сильные мелодические и гармонические решения — но ведь это можно сказать про любой хороший композиторский джаз, в том числе и не выказывающий академических амбиций. В том-то и дело: границы между жанрами стали очень условны, и отделять «джаз» от «классики» — бессмысленное и бесполезное занятие. Яковенко мыслит и как композитор, и как импровизатор, легко переключаясь между этими категориями. И поэтому его музыка звучит живо и естественно для приверженцев обоих подходов.

Что же касается вопроса, заданного концепцией альбома, то ответ на него после прослушивания становится очевиден: трудно представить, что даже самой совершенной нейросети будет под силу сочинить такую музыку. По крайней мере, в обозримом будущем. И если она будет нужна слушателям, музыкантам не придется беспокоиться о судьбе своей профессии.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии