Idris Ackamoor & The PYRAMIDS "Shaman!" (Strut Records, 2020) | Джазист | Рецензии

Idris Ackamoor &
The PYRAMIDS
“Shaman!”
(Strut Records, 2020)

“Shaman!” — четвертый альбом 73-летнего саксофониста Идриса Акамура после реюниона его главного проекта The Pyramids. Если не обращать внимания на условности вроде несовпадения нового состава The Pyramids с первоисточником, возвращение Акамура проходит вполне триумфально и, начиная с альбома 2016 года “We Be All Africans”, сопровождается нешуточным медийным шумом.

Первый состав The Pyramids Акамур — ученик Сесила Тэйлора — собрал в начале 70-х и после этого сразу же уехал странствовать в Африку (Гана, Уганда, Эфиопия, Кения), а когда вернулся обратно в США, записал три великих альбома: “Lalibela”, “King Of Kings” и “Birth / Speed / Merging”. Признание, правда, они получили много лет спустя, а первые продажи выпущенных собственными силами пластинок не превысили и 1000 копий. В 1977-м, через год после выхода третьего альбома, The Pyramids распались. Акамур отошел от музыкальных дел, основал некоммерческую организацию Cultural Odyssey и устраивал художественные перформансы, один из которых — спектакль “Big Butt Girls, Hard Headed Women” — в 2009-м даже доехал до московского театра «Практика».

Акамур всерьез вернулся в музыку только в конце нулевых, и афроцентричный пост-авангард The Pyramids неожиданно оказался к месту. Раскручивать Акамура взялся верткий лондонский диджей Джайлс Питерсон, благодаря которому композиции The Pyramids зазвучали в эфире BBC и случилось выгодное сотрудничество с английским лейблом Strut.

“Shaman!”, как и три пост-реюнионные пластинки, дарит радость узнавания (вот они — безудержные опыты The Pyramids 70-х!) и даже содержит как минимум одну гениальную песню — “When Will I See You Again?”. Для восторгов прессы и попадания в топ-листы этих достоинств хватит с лихвой, да и качество музыки на альбоме таково, что не придерешься. Но, кажется, именно слово «‎качество» становится ‎тем камнем преткновения, который мешает “Shaman!” по-настоящему полюбить.

Прикидываясь неистовым афроджазовым разгуляем, эта пластинка на самом деле предлагает слушателю музыку комфорт-класса с сахарным звуком и строго выглаженными аранжировками. Если семидесятнические опыты The Pyramids повторить невозможно при всем желании, то такой альбом, как “Shaman!” (и даже предыдущие — “We Be All Africans” и “An Angel Fell”) запросто могла бы записать группа The Sorcerers или, например, Нубайя Гарсия. Понятно, что причина такой подмены понятий — не в Акамуре. Ведь не он, в конце концов, занимался полировкой саунда (тут вопросы к продюсеру Малкольму Катто из The Heliocentrics) и шлифовкой медийного образа. Пенять на то, что Акамур стал частью конъюнктуры «‎новой джазовой волны» (лондонской или чикагской: выбрать нужное) — значит выглядеть глупо. Но и не замечать, как в лайн-апе новомодных нео-джазовых фестивалей Акамур приставлен «‎дядькой» к равной как на подбор афроцентричной и социально сознательной молодежи, тоже не получается.

В 70-х Акамур не желал идти на компромиссы и безумствовал по зову сердца, в 2020-м он делает тоже самое, но по контракту. Молодой Акамур создавал музыку, которая то ли опередила время, то ли не попала в него. Спустя почти полвека Акамур стал частью пусть и не самой токсичной, но все же бизнес-модели с конформной мультикультурностью, умеренным протестным месседжем и афро-саундом, причесанным под евростандарт.

Акамур, без сомнения, достоин признания, а его не по возрасту бодрый музыкальный тонус вызывает восхищение. Но, тиражируя образ возникшего из небытия феномена, Акамур тем самым развенчивает миф о нем. Если и существует интрига вокруг нового альбома, завершающего «трилогию» “We Be All Africans” — “An Angel Fell” — “Shaman!”, то она лишь в том, сможет ли Акамур, как волшебник, снова обмануть время или через пару лет снова выпустит пластинку, которая окажется чуть хуже предыдущей.

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал On The Corner.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии