Helen Sung «Quartet+» (Sunnyside, 2021) | Джазист | Рецензии

Helen Sung
«Quartet+»
(Sunnyside, 2021)

Хелен Санг, американская пианистка и композитор китайского происхождения, начинала с классической музыки и только в годы учебы в Техасском университете в Остине заинтересовалась джазом. Интерес оказался глубоким и плодотворным: Хелен прошла обучение в Институте джаза имени Телониуса Монка (ныне — Херби Хэнкока), а затем даже ездила в концертный тур по странам Азии с Хэнкоком и саксофонистом Уэйном Шортером. В 1999 году она стала полуфиналисткой Международного конкурса джазовых пианистов имени Монка, а в 2007-м выиграла Конкурс джазовых пианисток имени Мэри Лу Уильямс. Но первая любовь незабываема, и отзвуки академического наследия можно найти в каждом из ее альбомов. С новой силой это проявилось и в работе над новой пластинкой Санг. Здесь Хелен осуществила свою давнюю мечту — записать альбом со струнными. В дополнение к собственному квартету с саксофонистом и флейтистом Джоном Эллисом, басистом Дэвидом Вонгом и ударником Кендриком Скоттом она пригласила к участию в записи классический струнный Harlem Quartet — отсюда и название альбома, записанного двумя квартетами: «Quartet+».

Harlem Quartet, существующий с 2006 года, уже успел сделать себе имя яркими концертными выступлениями и записями. При этом квартет не чурается и кросс-жанровых проектов, в том числе джазовых; в свое время он сотрудничал, к примеру, с Чиком Кориа и кларнетистом Эдди Дэниелсом. Именно после одного из выступлений Harlem Quartet с Дэниелсом в 2018 году Хелен Санг познакомилась с музыкантами квартета и предложила им сделать совместный проект, воплотившийся в итоге в «Quartet+».

Это концептуальный альбом. Здесь Хелен и ее партнеры играют не только ее собственную музыку, но и музыку видных джазовых исполнительниц и композиторов разных времен: Джери Аллен, Мэри Лу Уильямс, Тошико Акиоши, Карлы Блей, Мэрион Макпартланд — всё в аранжировках Хелен Санг. Богатая и интересная идея, которая не была бы реализована, если бы не спонсорская помощь влиятельных организаций, пекущихся о равноправии женщин в джазе. Сама Хелен говорит об этом с обезоруживающей прямотой: «В прошлом я старалась избегать всего связанного с темой женщин в джазе, потому что считала, что музыка говорит сама за себя. Но, став старше, я почувствовала, что этого недостаточно. И я начала бороться с проблемами, честно и откровенно делать всё возможное». Правда, здесь именно тот случай, когда музыка действительно говорит сама за себя.

О чем же говорит она на альбоме «Quartet+»? Академическое фортепианное интро переходит в стремительное джазовое соло, когда кажется, что искорки отлетают от клавиш под пальцами Хелен, а затем к ней на помощь спешит тенор-саксофон Джона Эллиса — так Санг прочла композицию Джери Аллен «Feed the Fire». Вступление в исполнении струнного квартета с последующими чисто джазовыми репликами фортепиано и контрабаса, превращающими композицию во встречу академической традиции и блюза, — это уже «Mary’s Waltz» от Мэри Лу Уильямс. А вот слушая в аранжировке Санг «Long Yellow Road», композицию с весьма сложной структурой, которую Тошико Акиоши сочиняла для своего биг-бэнда, я вспомнил очень подходящий к данному случаю полузабытый термин «симфоджаз». Кстати, немного удивительно, что Хелен не нашла ничего для себя интересного в богатом репертуаре лучшего биг-бэнда последних лет — биг-бэнда Марии Шнайдер. Но тут, Хелен, конечно, виднее.

А мы перейдем теперь к ее собственным пьесам. Лучшей из них я назвал бы «Coquette», на сочинение которой Санг вдохновила музыка Клары Шуман: очаровательное и весьма органичное сочетание звучаний струнного и джазового квартетов. Хороша и «Elegy for the City» — скорбная элегия памяти жертв пандемии в Нью-Йорке с крайне уместной партией флейты. И, наконец, «Sungbird» — титульная композиция одного из предыдущих альбомов Хелен в новой, очень мелодичной и почти танцевальной версии. А в целом? Думаю, этим альбомом остался бы доволен Гюнтер Шуллер: его идеи «третьего течения», идеи конвергенции джаза и академической музыки, похоже, живут и побеждают.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Наш плейлист

Архивы

Свежие комментарии