Harold Mabern «Mabern Plays Coltrane» (Smoke Sessions, 2021) | Джазист | Рецензии

Harold Mabern
«Mabern Plays Coltrane»
(Smoke Sessions, 2021)

Этот альбом изначально был обречен на повышенный интерес благодаря именам, которые значатся на его обложке. Саксофонист и композитор Джон Колтрейн (1926–1967) — одна из икон джаза. Более того, в джазовом иконостасе последних лет сорока, на мой взгляд, это самая крупная икона, затмевающая все прочие, включая Сачмо, Дюка, Птицу и Князя Тьмы [Луиса Армстронга, Дюка Эллингтона, Чарли Паркера и Майлза Дэвиса. — Прим. «Джазиста»]. Я имею в виду как беспрецедентное влияние на умы уже нескольких поколений джазовых музыкантов, так и количество альбомов-трибьютов. Пианист и композитор Гарольд Мэйберн (1936–2019) — талантливый и глубокий музыкант, но фигура, конечно, другого масштаба. Тут действует иной фактор. Как ни цинично это звучит, он умер сравнительно недавно, что сразу обеспечивает всплеск интереса слушателей к творчеству ушедшего в мир иной. Я специально просмотрел динамику продвижения альбома «Mabern Plays Coltrane» в чартах JazzWeek, отслеживающих популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей: в начале декабря 2021 года он стоял на 65 месте, уже 20 декабря «Mabern Plays Coltrane» стал девятым и с тех пор, за исключением одной недели, продолжает находиться в топ-10 списка популярности. Но, независимо от внешних факторов, альбом действительно очень хорош.

Гарольда Мэйберна трудно назвать истовым колтрейнистом — для этого уроженец Мемфиса и последователь Финеаса Ньюборна и Ахмада Джамала слишком любил блюз и соул-джаз. Но хард-бопер Мэйберн относился к Колтрейну, как и почти любой джазмен, с огромным уважением, несомненно, не избежал его влияния и с удовольствием играл его музыку. Начиная с 2011 года, когда нью-йоркский клуб Smoke впервые организовал фестиваль памяти Колтрейна, Мэйберн неизменно в нем участвовал. С 2013-го все свои альбомы Мэйберн записывал на клубном лейбле Smoke Sessions Records. В 2018-м, как и годом раньше, в рамках всё того же колтрейновского фестиваля Мэйберн три недели подряд был «домашним» артистом клуба (artist-in-residence). Записанные тогда выступления стали материалом для трех альбомов Гарольда. Первый, «The Iron Man», был издан в том же году и запечатлил Мэйберна с квартетом, в котором играли тенор-саксофонист Эрик Александер (его ученик и частый партнер), басист Джон Уэббер и уже знакомый нашим читателям ударник Джо Фарнсуорт. Второй альбом, «Mabern Plays Mabern», где пианист играл уже в секстете с добавлением альт-саксофониста Винсента Херринга и тромбониста Стива Дэвиса, был выпущен в 2020-м. Ровно этот же состав играет на альбоме «Mabern Plays Coltrane», собранном из записей трех финальных концертов ансамблей Мэйберна в Smoke. Этот альбом стал одной из последних прижизненных записей Гарольда Мэйберна.

Треков в нем не так много, всего семь, но по продолжительности звучания, как часто бывает на концертных записях, смаковать эту музыку можно обстоятельно и со вкусом. Мне кажется уместным перечислить всю программу альбома. Итак: «Dahomey Dance», «Blue Train», «Impressions», «Dear Lord», «My Favorite Things», «Naima», «Straight Street». Я воспроизвел этот список не только для того, чтобы порадовать фанатов Трейна, — он ясно показывает, какой Трейн наиболее близок Гарольду Мэйберну. Почти все эти композиции — это ранний Колтрейн и Колтрейн классического модального периода, то есть конец 50-х и начало 60-х годов. Лишь «Dear Lord» (1965) относится к позднему периоду творчества саксофониста, когда духовные поиски привели его к экспрессивному авангарду и соответствующим партнерам. А своего любимого Трейна Мэйберн и его музыканты, каждый из которых — это имя в джазе, играют блестяще. Если говорить об игре самого Гарольда, то, на мой взгляд, самый сильный эпизод альбома — его развернутое соло в «Impressions», где мощно работают обе руки пианиста и во всем блеске проявляется его любимая техника игры блок-аккордами. Впрочем, «слабых» пьес тут просто нет. Ансамбль под руководством Мэйберна работает как хорошо отлаженный механизм, все играют явно с настроением, а 82-летний Гарольд Мэйберн убедительно сметает все предрассудки относительно возрастных границ. Джону Колтрейну на небесах этот альбом должен понравиться. Думаю, не только ему.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

1 комментарий

  • Продолжительность “Blue Train” практически такая же, как на альбоме Трейна. Наверняка это музыканты держали в голове, при этом играя также секстетом, но в другом темпе)

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии